Игра светотени по-японски
На ней представлено двенадцать наиболее значимых имен современного изобразительного искусства Японии. В своем трактате «Похвала тени» знаменитый японец Дзюнъитиро Танидзаки пишет: «Вне действия, производимого тенью, нет красоты… Тишина вечности владеет этими темными углами. Гений надоумил наших предков оградить по своему вкусу пустое пространство и создать здесь мир «тени». Тень внесла настроение таинственности, с которым не могут соперничать ни настенная живопись, ни украшения».Такому вниманию к балансировке, игре света и тени, традиционным для изобразительного искусства Японии, вполне отвечают и представленные на выставке художники. Им удается найти прихотливые соединения печалей и радостей солнечных бликов и тьмы, которые становятся и для них, и для зрителей предметом зачарованного созерцания и источником вдохновения. Ведь эстетическое переживание в японской культуре рождается из естественной игры светотени, которая определяется самим характером традиционной японской архитектуры и предметами быта. Японские бумажные раздвижные рамы, навесы, веранды поглощают в себя лучи света и создают тонкие нюансы в переходах света и тени: таинственный сумеречный мир, притягивающий художника своей изысканностью и почти болезненной красотой. Такой подход к изображению характерен и для современной японской графики. Конкретность и реалистичность в передаче деталей сочетаются с тонким обобщением, стилизацией целого, что рождает чувство многослойности образного строя произведения.Современный художественный язык японской графики следует традиции великих предшественников, но на новом этапе, учитывая культурный контекст столетия.Выставка, открывшаяся в галерее «James», представляющая самых известных «ловцов тени» современной японской графики, продлится до 20 июня.