Истерия как признак женственности

Развлечения

Ее видео «Натюрморт» (2001) – тарелка с фруктами, как у французского художника Мане, снятая на кинопленку и переведенная в видео, – обошла все артиздания мира. Фрукты постепенно портятся, начинают гнить – пока не становятся похожими на смятый торт из разросшейся плесени. Сегодня эта работа на стенах московского музея. Выставка расположена на двух этажах. Сначала вы знакомитесь с первыми тремя работами Сэм. «Плачущие» – мужчины-кинозвезды: Джуд Лоу, Даниэль Крейг, Шон Пенн, Дастин Хофман – все со слезящимися глазами. Как объясняет сама художница, мужчины-киногерои – это современные святые с привычными в религиозной живописи слезами на глазах. Видео «Истерия» – спектакль, разыгранный женским лицом в истерическом припадке. Хотя для современной женщины эта некогда самая распространенная женская болезнь нетипична, и после Второй мировой войны племя истеричек значительно поредело стоит напомнить, что именно истерией Зигмунд Фрейд объяснял такой феномен, как женственность. А ученики психотерапевта – художники и поэты сюрреалисты – даже отпраздновали ее столетие.«Истерия» подтверждает подозрение, что у Сэм все чуть-чуть ретро. Действительно, она просто рвется к прекрасному и возвышенному. Истерия и разлагающийся натюрморт Мане – только начало.Этажом выше – видео «Струны» (2003): балерун Иван Путров из Ковент-Гардена летает над роялем и струнным квартетом, исполняющим Чайковского, принимая стандартные позы ангелов и святых из классической живописи. В больших фотокартинах «Падающий» прекрасный юноша валится, ударяется оземь, то с неба, то с потолка. Но это опять только начало.В последней серии фотографий появляется сам автор.«Автопортреты в свободном парении» – парящая в воздухе, в галерее, подобно ангелу.Чайковский, ангелы, квартет, демонстративная духовность, глянец фотографий – все это выглядит довольно пародийно по отношению к прекрасному и возвышенному, давно истребленным в современном искусстве. Что случилось с западной художницей, почему она перестала воспевать «кризис безобразия»? Свое стремление к возвышенному художница объясняет тяжким недугом, который она перенесла в тридцать лет. «Я избавилась от физической боли», – пояснила она символическое значение нижнего этажа экспозиции. Он о страдании.Второй этаж – о победе над плотью и смертью. Однако последнее видео называется совершенно спиритуалистически – «Вознесение». На «мертвом» теле актера танцор выделывает чечетку. Впившись когтями в его лысину, трепыхается белый голубь. Все это происходит на черном бархатном фоне и наводит на мысль про то, что все – лишь суета сует и наша жизнь лишь конвульсии чечеточника на могилах всех почивших предков. В конце концов голубь взлетает с головы танцора, а танцор сходит с «бездыханного» тела.Вот такую глубокомысленную выставку сделала модная британская художница..

amp-next-page separator