«Толстяки» в мае

Развлечения

Единственный из обозреваемых номеров, который сделал 60-летие Победы магистральной темой. В первую очередь надо назвать документальную прозу Елены Ржевской «Домашний очаг». Конечно, есть там и о том, как молодая и красивая переводчица Лена в числе трех офицеров участвовала в опознании трупов Гитлера и Евы Браун. Но гораздо важнее для автора – что следует и из названия – другое, то, как трудно победители входили в мирную жизнь.Еще один писатель-фронтовик, Анатолий Генатулин в повести «Среди валунов» рассказывает о войне в Карелии.В публицистике Самсон Мадиевский пишет о деле Каценбергера, которое фигурировало в качестве примера на Нюрнбергском процессе («Именем немецкого народа»). Принципиальной для Льва Аннинского называют в журнале его статью «Война.Женское лицо» с портретами Маргариты Алигер и Ольги Берггольц. А «Энергия Победы» Владимира Медведева – об отношении к той войне сегодня, в том числе в Прибалтике.Главная гордость поэтической рубрики – венок сонетов «Лето в Голицине» Александра Ревича.«Фронтовая тетрадь» Марии Ватутиной – это кусочки воспоминаний фронтовички, ушедшей воевать со школьной скамьи, вперемешку со стихами ее внучки. Получается неожиданно сильно и просто здорово. Вот только не очень понятно, откуда взялась маленькая дочка в последнем фрагменте воспоминаний (очевидно, мама Марии Ватутиной)? Роман Михаила Шишкина «Венерин волос» здесь лишь продолжается, а между тем он один из финалистов премии «Национальный бестселлер». 17 июня все должно решиться. К тому времени подоспеет и окончание.Есть в номере и еще проза, и не какая-нибудь, а повесть Елены Долгопят «Дверь» рассказы Евгения Шкловского «Аквариум». Поэзия представлена не менее достойными именами Вадима Жука и Евгении Извариной.В рубрике non fiction литературовед Вадим Баевский раскрывает псевдоним «Ассиар», появившийся под рецензией на стихотворный сборник Аполлона Григорьева в 1918 году. Публикациями в рубрике «Архив» журнал отмечает столетие со дня рождения Леонида Мартынова, а в «Свидетельствах» завершает публикацию «Дневника военных лет» Леонида Тимофеева.Номер, как и в прошлом, юбилейном для журнала году, молодежный. Но если тогда с молодыми современниками соседствовали молодые классики, то теперь живущие ныне и пишущие здесь и сейчас юноши и девушки остались без такого солидного подкрепления, как молодые Юрий Олеша, Михаил Светлов, Михаил Шолохов, Илья Сельвинский, Андрей Платонов, Владимир Маяковский и другие.И что же? Вот та же Валерия Пустовая, которая пишет в «Октябре» «о двух актуальных взглядах на реализм» – «Пораженцы и преображенцы». Интересно! Известны мне – то ли по премии «Дебют», то ли по совещанию молодых литераторов в Липках – имена поэтов Дмитрия Тонконогова и Марианны Гейде, прозаиков Александра Карасева, Дениса Осокина и Ксении Толоконниковой. Если кого-то не запомнила или не знаю, это не значит, что не надо читать. У редакции хороший вкус на молодых, ей можно доверять.Не пропустите и очередные «Штудии» под водительством профессора РГГУ Дмитрия Бака. Его студенты в своих эссе объясняют, почему шорт-лист «Студенческого Букера» оказался тем, а не иным.Другой финалист «Нацбеста», Дмитрий Быков, выступает на сей раз («Автопортрет на фоне») в своей поэтической ипостаси. Другая поэзия номера – женская. Это стихи Татьяны Миловой и Ирины Ермаковой.В прозе – рассказы еще одного финалиста «Национального бестселлера» Захара Прилепина, повесть Александра Титова «Никиша» и рассказ «Как меня зовут?» нарушителя всех и всяческих бонтонов Сергея Шаргунова.Дальше – интереснее. Номер – майский, год – 60-летия Победы, а потому в рубрике «Далекое близкое» – отрывки из воспоминаний старого московского журналиста (жанр!) Леонида Лопатникова «Московский мальчик на войне».«Стокгольмский синдром» – это то, что мы думаем? Или то, что думает об этом автор одноименной статьи, опубликованной в рубрике «Опыты», Ольга Шамборант (жанр – «Предварительные умозаключения»)? Молодая, но уже маститая (парадокс?) критикесса Валерия Пустовая на сей раз сделала мишенью своих критических стрел молодую «военную» прозу – ее текст называется «Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель».Ну и среди прочего – «Периодика» Андрея Василевского и Павла Крючкова.

amp-next-page separator