Четыреста Пречистых Дев

Общество

Большие и внимательные, добрые и грустные глаза Богородицы встречают вас сразу, как только вы переступаете порог. За образами не видно стен прихожей, и от взглядов Марии с Младенцем некуда укрыться. Но это только малая часть собрания: в гостиной и на лестнице, в спальне и в детской со стен на вас взирает Богоматерь. Обилие разнообразных сюжетов поражает. Тут не только известные каждому русскому человеку чудотворные Казанский, Владимирский, Федоровский, Влахернский образы Небесной Царицы. Многие ли, к примеру, слышали о Самонаписавшейся, Солнечной, Порт-Артурской, Любецкой, Касперовской иконах? А вот один из древнейших памятников коллекции – образ с необычным названием «Яблоневый цвет», датированный 1831 годом. Есть тут Богоматери «Благоуханный цвет» и «Благодатное небо», «Взыграние Младенца» и «Вододательница», «Воспитание» и «Ключ Разумения»… Имеется даже икона, у которой неизвестен церковный день празднования: случай редчайший в масштабах всего православного мира. Она именуется вовсе уж непривычно: «Жена, облеченная в Солнце, и Луна под ногами Ее».Но кто же обладатель этого удивительного собрания? Дом, где хранится крупнейшая в мире коллекция богородичных икон, принадлежит столичному предпринимателю , возглавляющему сейчас один из общественно-политических фондов. А все иконы, которые здесь можно увидеть, собрал за два десятка лет известный московский коллекционер, ценитель древнерусской живописи Владимир Строковский.– Всего в мире известно 364 явления Девы Марии, так или иначе зафиксированных в иконографии, – рассказывает Сергей Веремеенко. – До сих порсамым систематичным и максимально подробным исследованием богородичной иконографии считается работа позапрошлого века, в которой описано 298 икон. В коллекции же Владимира Николаевича уже свыше четырех сотен работ. Некоторые из них не могут стопроцентно идентифицировать ни священники, ни искусствоведы Третьяковки. Увидев однажды это сокровище, я предложил собирателю не прятать его от народа, а выставить в музее – единственном в мире музее Богоматери, где каждый посетитель смог бы посмотреть разные Ее образы, помолиться им и, наверное, даже поставить свечку и заказать молебен… С тех пор я считаю Строковского своим компаньоном, и музей по благословению Святейшего Патриарха мы строим вместе. Его торжественное открытие должно состояться в следующем году на Пасху, но прежде пройдет крупная выставка основной экспозиции в храме Христа Спасителя. Пока же решили разместить иконы в моем загородном доме…– Есть… Вообще-то я здесь не живу, – смущается бизнесмен. – Недалеко с женой построили еще один домик, чуть скромнее. Выходные там проводим.– Это слово тут не очень подходит. Старая, хорошо намоленная икона может не представлять художественной ценности, и наоборот. Из самых древних реликвий назову два датированных образа: Богоматерь с Младенцем 1724 года и Знамение 1740 года. Есть иконы очень редкие в силу их крайне малой распространенности в православном мире. Например, Киккская икона из одноименного монастыря на Кипре.– Да, если не считать того, что Христос сидит на правой руке Марии (гораздо чаще его изображают на левой руке). Но дело не в этом. В монастырском храме подлинник этой иконы закрыт плотным покрывалом, и открывали его за многие столетия считанное число раз после совершенной особым чином службы. Тамошние монахи утверждают, что образ сияет неземным светом, и один брат, самочинно открывший его из любопытства, навсегда ослеп. Думаю, ничуть не менее редка вот эта – Августовская – икона Богородицы.– Это русское войско, которому близ села Августова явилась Богоматерь в 1914 году. То событие засвидетельствовали тысячи солдат и офицеров нашей армии. Большого распространения этот сюжет не получил, видимо, из-за вскорости последовавших трагических событий и для Церкви, и для всей страны…– Если вы о рублевом эквиваленте, я не в курсе. Наверное, только сам собиратель помнит, за сколько приобрел ту или иную икону. Могу сказать, что самый древний памятник у нас – Рождество Богородицы первой половины XVII века. Мне же больше нравится стоять возле Богоматери Иверской.– Это Иверская икона второй половины XVII века, – говорит Веремеенко. – Искусствоведы предполагают, что ее создавали мастера Оружейной палаты под руководством знаменитого иконописца Симона Ушакова.– Даже не знаю, как ответить на ваш вопрос… Все иконы здесь развешивал человек по имени Анатолий, который присматривает за этим домом. Я вхожу и вижу: Богородица «Державная», явившаяся в селе Коломенском после революции, в начале 1918 года, – прямо под Николаем II. Я к Толе: «Матвеич, ты как догадался?» А он только глазами хлопает, ничего не понимает: «Да случайно попалась, я ее и обустроил»… Мы выходим на улицу, под яркий летний полдень. Вдали, за исаковской околицей, белеет возведенное под конек будущее музейное здание. А на колокольне Алексиевского храма, который тоже возрождается здесь из небытия, начинает звонить звонарь…

amp-next-page separator