Гном вернулся – дома нет
Обе площадки – в местах, о которых мечтает любой инвестор. Сам Васильев признает, что «на Сретенке строился театральный город, театральная лаборатория». По словам председателя Комитета по культуре Сергея Худякова, в ремонт дома на Поварской вложено 20 миллионов рублей. Сретенка, 19, обошлась московским властям в 775 миллионов, включая театрально-технологическое оборудование. На выполнение рекламных работ было выделено 820 тысяч рублей. Сретенка, 21/28, обошлась в 40 миллионов.В итоге вся экспериментальная театральная площадка Васильева обошлась городскому бюджету без малого в миллиард. Это помимо тех 49 комнат жилой площадью в 750 квадратных метров, которые мэрия выделила «Школе» для расселения юных талантов, приглашенных Мастером из разных концов страны.По словам Худякова, после таких мощных вливаний городские власти хотели бы рассчитывать на некую адекватную реакцию со стороны Мастера – все-таки серьезные репертуарные театры выдают на гора по 300 спектаклей в год. Однако для Васильева главное – семинары, тренинги и мастер-классы. А деятельность театра проконтролировать практически невозможно.«Расписание составляется ежедневно под конец рабочего дня – в зависимости от результатов работы за прошедший рабочий день, – говорит руководитель «Школы». – И в силу этого представить стабильное расписание работы лаборатории не представляется возможным».Проверка показала, что весь прошлый год все залы «Школы» заполнялись от силы наполовину. Зато зарубежные артисты – тибетские или французского «Театра пластики и драмы» выступали на васильевских подмостках без оплаты аренды, зато со львиной долей выручки в пользу гастролеров.В результате терпение столичного правительства, вложившего в проект Васильева бюджетные миллиарды, лопнуло. Окончательно развязала им руки таинственная история с мэром, который, проезжая по Сретенке, был несказанно удивлен темными окнами театра.Московский комитет по культуре принял решение превратить здание на Сретенке в общегородское общежитие для актеров. Эту голубую мечту чиновники вынашивали не один год.– Театр сатиры имеет сегодня всего 160 метров для размещения иногородних, – говорит Худяков. – «Современник» – 220, на «Таганке» и двухсот нету. А у Васильева – 49 квартир общей площадью 800 метров, в которых проживают всего 33 человека! А так как больше всего бесквартирных провинциальных талантов скитаются по съемным квартирам в Театре Станиславского, то здание мы решили отдать в эксплуатацию именно ему.Тем не менее это не была экспроприация в чистом виде: для «Школы драматического искусства» чиновники предусмотрели достойный отступной – в виде двух зданий на Поварской и одного на Сретенке.Васильев подал иск на столичные власти в Арбитражный суд и выиграл. После чего конфликт вышел на новую орбиту…– Васильев никогда не был обделен вниманием столичных властей, – считает Сергей Худяков. – Общая творческая площадка Мастера на сегодняшний день составляет ни много ни мало 14 750 метров. Для сравнения: площадь Театра на Таганке – 5304 метра, «Мастерской Петра Фоменко» – 1327 метров, Театра сатиры – 9581. А другие не менее известные театральные коллективы – балет «Москва», Театрально-культурный центр Вячеслава Полунина, театр «Вишневый сад» – до сих пор не имеют помещений.В результате возник проект постановления, вызвавший у Васильева столь бурную реакцию.Комитет по культуре предложил реорганизовать «Школу драматического искусства», отдав часть помещений Театру Гурченко «Открытая сцена». Баланс у двух учреждений тоже должен стать разделительным.По замыслу чиновников Театру Гурченко в оперативное управление отходили два здания на Поварской и одно на Сретенке, 21/28, – в 284 квадратных метра. Львиная же часть сретенской площадки – 10 283 метра оставалась за театром. Это кроме двенадцати трехкомнатных квартир, которые согласно проекту продолжали оставаться за театром. Однако Васильев на это не согласен.Но претензии со стороны Комитета по культуре города Москвы вовсе не к художнику Васильеву, а к хозяйствующему субъекту Васильеву. И Комитет имеет на это полное право, потому что московское правительство является учредителем театра и его главным меценатом.