«Микробизнес» по-бразильски

Общество

Бразилия – одна из стран, с которыми полезно сравнивать современную Россию. Население – чуть больше российского (180 миллионов), в экономике очень сильны экспортно ориентированные отрасли (например, черная металлургия и добыча энергоносителей), уровень жизни растет, но пока что очень далек от уровня жизни США и Западной Европы. Сходств много, но есть и существенные отличия: так, если в России всего четыре миллиона ПБОЮЛов и еще около миллиона малых предприятий, то в Бразилии – 15 миллионов «микро-» и малых предпринимателей, которые совместными усилиями создают 60% рабочих мест страны.Логика существования этих миллионов далека от классического либерализма: в среднем работник малого бизнеса вкладывает в валовой внутренний продукт страны в шесть раз меньше, чем работник крупного предприятия. Однако государство оказывает этому на первый взгляд неэффективному сектору экономики значительную поддержку, потому что понимает – без малых предпринимателей стране пришлось бы кормить огромные массы непроизводительного населения, а такую роскошь не могут себе позволить и страны побогаче Бразилии.Приехавшие в Москву предприниматели и политики из штата Рио-де-Жанейро не идеализировали собственное государство. Конечно, оно помогает «малым», создав систему льготного кредитования в государственных банках и мотивируя поступать таким же образом крупнейшие частные банки. Но одни лишь деньги (которых могло быть и побольше) не решают всех проблем.Информационную поддержку малым предприятиям оказывает негосударственная некоммерческая организация «Бразильская служба поддержки малых предприятий» (Sebrae). Поверхностный анализ деятельности этой структуры выделяет часто повторяющееся слово: «бесплатно». Именно на таких условиях оказываются круглосуточные телефонные консультации по проблемам законодательства. В сети Интернет действуют сайты с постоянно обновляющейся маркетинговой информацией, делающей малых предпринимателей более зрячими на рынке. Наконец, Sebrae помогает им участвовать в аукционах на размещение государственного заказа и лоббирует их интересы в законодательных органах.Москва очень неплохо выглядит на общероссийском фоне в смысле активности малых предприятий и поддержки, оказываемой им со стороны муниципальных структур, но бразильский опыт вполне может пригодиться и нашему городу. С мелким бизнесом, как с футболом – хоть игра и коллективная, но без ярких индивидуальностей не смотрится. А сами яркие индивидуальности не смотрятся на полях с рытвинами и колдобинами. Расчистить и выровнять это поле – на самом деле одна из важнейших государственных задач.

amp-next-page separator