Наталия Белохвостикова: Учить никого не собираюсь
– Вы, видимо, ослышались, я сказала: не преподавать, а озвучивать картину. Не дожидаясь вашего вопроса, скажу, что это картина, которую закончил снимать Владимир Наумов (известный ), называется она «Джоконда на асфальте». С одной стороны, это современная история, с другой как все, что снимает Наумов, это история, в которой много пластов: философских, человеческих, сюжетных и временных. Рядом с современными персонажами там живут и такие, например, как Леонардо да Винчи. Итак, это притчевая картина с элементами детектива, для меня она последняя по времени. А предпоследняя моя картина, в которой я играю главную роль, – «Год лошади – созвездие Скорпиона» – была показана на кинофестивале в Соединенных Штатах, в Сиракузах. Два месяца назад вместе с режиссером этого фильма Наталией Наумовой я побывала в вашей стране.– Случайно – моя (). Она после артистического образования получила второе – режиссерское, это ее первая полнометражная картина.– Ничто, нигде и никогда.– Если говорить серьезно, то я понимаю, что с таким великим педагогом, как мой учитель Сергей Аполлинариевич Герасимов, соперничать невозможно. И еще: надо ведь отвечать за тех, кого ты приручаешь. Главная черта педагога – ответственность, а я не считаю себя вправе распоряжаться судьбами людей. Актерская профессия очень зависима, ты можешь только это и часто – ничего больше.– Я играла в «Годе лошади...» главную роль – бывшей цирковой артистки, наездницы. По сценарию моя героиня вынуждена выкрасть свою лошадь из цирка, и вместе с ней они оказываются на сутки в Москве, на ее запруженных машинами, загазованных улицах, брошенные, неприкаянные. И мы вместе с лошадью пытаемся куда-то доехать... на трамвае, подняться домой на третий этаж, словом, мыкаемся, пока не встречаем человека (актер Ивар Калныньш), которому и дано перевернуть нашу судьбу. Кстати говоря, после картины эта лошадь оказалась никому не нужной и стала моей. Реально. И я поняла, мне кажется, главное: лошадь – замечательное существо.– Нет, собака, как и кошка – что-то другое. А лошадь – животное особенное: таинственное, существующее с человеком на какой-то одной волне. Если она, конечно, вас любит.– К сожалению, нет. Да и в этом фильме, по сценарию, я не сажусь на лошадь верхом, а иду все время рядом, потому что она, по сценарию, больная... Я благодарна ей за общение, за эту картину, я ее люблю, а любовь – вещь необъяснимая.– Художественная – первая. До этого она сняла для телевидения документальный фильм о своем отце и документальный сериал под названием «Тысяча и один рассказ о кино».– «Маленькие трагедии» снимались в последний год жизни Высоцкого. В эфир картина вышла 23 июля 1980 года, а 25-го он умер. Я понимала, с кем я играю: его песни звучали отовсюду. Мой муж был хорошо знаком с Мариной Влади, я знала Володю через мужа задолго до совместных съемок в «Маленьких трагедиях». И я понимала, кто это. Все понимали... Хотя звездной болезни он был лишен напрочь. В общении, во всяком случае, со мной, он был тихим, улыбчивым, очень теплый человек, чрезвычайно уважительный к партнеру. Поэтому работалось мне с ним прекрасно! Я всегда говорю: чем выше личность, чем она мощнее, тем она добрее к человеку, который находится в кадре визави. Он минимально тянет на себя, наоборот, больше отдает партнеру.– Эта картина немножко уходит в тень его песен, тем не менее я считаю, что это, действительно, лучшая или одна из лучших его ролей в кино. Я не вижу другого актера, кто бы мог так мощно, так страстно сыграть Дон Гуана, как это сумел сделать Володя. И несмотря на то, что прошло двадцать пять лет, его игра, его голос – абсолютно не устарели, смотрятся современно, остро, задевают тебя.– Я снялась впервые, когда мне было 17 лет, и Василий Макарович был первым моим партнером в кино. Он к тому времени был уже известным писателем, много играл, снимал, и когда я шла на первую репетицию с ним, ноги мои были ватные. Стояла зима, я подошла к комнате на Студии имени Горького, мои замерзшие руки едва открыли дверь. В комнате, у открытого окна, стоял Василий Макарович. Он пытался закурить, руки его дрожали... И вот тогда у меня внутри все успокоилось! Он нервничал на репетиции ужасно, и это трепетное отношение к профессии, ко всему, что с ней связано – простой ли репетиции, ответственным съемкам, – от него передалось мне и осталось со мной на всю жизнь. Ты никогда, ни на одну секунду не имеешь права подумать о себе, что ты состоялся, что все у тебя в порядке, что ты знаешь, как. Пока человек не знает, как, пока он нервничает, думает, фонтанирует, он движется в профессии вперед. Потом я поняла, что если бы не было его желания помочь мне – и в кадре, и за кадром, – наверное, не было бы той актрисы, какая из меня получилась.– История такая. К нам с Володей пришел несколько лет назад наш товарищ и сказал: вы обязаны написать о тех, кого вы знали. Мы ответили, что написать вместе не можем, а будем врозь вспоминать о тех людях, кого каждый любил и любит, кому благодарен в этой жизни. Наши послания этим людям и превратились в книжку Белохвостиковой и Наумова «В кадре».– Возможно, будет не очень скромно начать с того, что я очень люблю его картину «Красное и черное». Мне за нее не стыдно, как не было стыдно за нее и моим партнерам: Еременко, Маркову, Глебу Стриженову, да и самому Сергею Аполлинариевичу. Картина совершенно потрясающе снята в изобразительном плане, четко выдержана во вкусовом, поэтому не устарела, смотрится современно. Что касается других картин Герасимова… Их можно любить и не любить, но все равно они были знаками той эпохи. Моя первая картина «У озера» до сих пор в памяти зрителей, меня часто просят о ней рассказать и вспомнить людей, которые ее создали.– Я пришла в мастерскую Герасимова и Макаровой девятиклассницей, а перейдя в десятый, поступила во ВГИК. Поэтому относились они ко мне как к собственному ребенку – жалели и помогали. Днем я играла Дездемону, а ночью учила физику и математику, чтобы получить аттестат зрелости. У меня с Тамарой Федоровной были самые добрые, нежные отношения, ни о какой ревности не могло быть и речи, в том числе и творческой. В фильме «У озера» она согласно сценарию должна была играть мою маму, но, размышляя, Сергей Аполлинариевич понял, что отношения между отцом и дочерью важнее отношений дочери с матерью – в преломлении к судьбе Байкала. И мудрая Тамара Федоровна во благо картины от своей роли в фильме отказалась!– Папа мой был дипломатом, мама – жена дипломата, поэтому мое сообщение о том, что я собираюсь замуж за Владимира Наумова они приняли с дипломатической невозмутимостью (смеется). Точно так же, незадолго до этого, они мне не сказали «нет», когда я заявила, что хочу стать артисткой. Про себя-то они, наверное, решили, что я сошла с ума, потому что у нас в роду актеров не было, но вслух это прозвучало так: «Ты взрослая, тебе 16 лет, думай, решай...» Примерно так же было с замужеством. Родители узнали Владимира Наумовича намного раньше меня. Когда мне было 13 лет, папа был послом СССР в Швеции. И туда с делегацией кинематографистов приезжал и мой будущий муж – кто бы мог тогда подумать! Поэтому проблем при замужестве у меня не было, моя мама и муж (папа давно умер) – до сих пор большие друзья. Мне повезло – у меня мудрые родители. Не берусь давать советов другим, но процитирую название одного фильма: «Никогда не говори никогда!» Молодой человек или девушка должны во всем разобраться сами, потому что, как бы мы не любили своих детей, нам не дано до конца ощутить, что они такое. Мы можем просто, прислушиваясь к ним, пытаться им помогать, но ни в коем случае – не мешать.– Да, он написал не один сценарий, а художник Наумов просто замечательный. В ноябре в Пушкинском музее открывается выставка картин художников -кинематографистов, куда Ирина Александровна Антонова пригласила и его. До этого его персональные выставки были открыты в Доме художника в Москве, в Японии, в Мюнхенской галерее имени Кандинского.– Мне понравилась картина Алексея Учителя «Космос как предчувствие», получившая Гран-при. Я давно и внимательно слежу за творчеством Володиного ученика Филиппа Янковского, сына знаменитого актера Олега Ивановича Янковского. Очень неплохая картина Янковского-младшего «Статский советник». И очень даже хорошей считаю его первую картину – «В движении».– Терроризм. Эта проблема актуальна для всего мира. Особенно беспокоят дети, радующиеся, что теперь границы открыты, можно ездить практически куда захочешь. А мы, родители, во время их командировок или отпуска не спим ночами – страшно за них...– Со своими родителями я много жила за границей и всегда очень хотела вернуться. Жить вне России не могу.