Стать Робинзоном? Это просто
[b]В Сеуле спасли соотечественники– Алексей, последний подробный отчет, который мы от вас получили, рассказывал о пересечении Канады. Потом связь прервалась: как выяснилось, мобильные телефоны замолчали из-за обнуления счетов. С чем же встретились вы на британском отрезке 56й параллели северной широты?[/b]– При разработке путешествия мы старались, чтобы оно не превратилось в экскурсию. На каждом этапе обязательно должны были быть настоящие приключения. Ребята должны были понять: это не увеселительная прогулка, здесь надо демонстрировать свои лучшие качества. В Шотландии таких приключений мы планировали два: восхождение на высочайшую гору Британских островов Бен-Невис и озеро Лох-Несс. Когда узнали, что Бен-Невис местное информбюро рекомендует покорять в течение одного дня, немножко испугались: подъем пешком на 1300-метровую высоту – основательная нагрузка. Но по сравнению с байкальскими и камчатскими сопками Бен-Невис показался нам игрушечным: хорошо утрамбованная тропа, всюду аккуратные указатели, рекомендации по выбору маршрута и запреты не ходить на опасные, как кажется местным специалистам, участки склона. Мы, правда, эти рекомендации шутя нарушали. Позднее выяснилось, почему британские горные инструкторы столь щепетильны: на пике – масса маленьких жестяных табличек, оставленных пожилыми восходителями. Поразила одна такая визитка, на которой значился год рождения покорителя Бен-Невиса: 1919-й. Вообще для британцев Бен-Невис – едва ли не то же самое, что Фудзияма для японцев, с той только разницей, что они считают взойти на этот пик делом чести. В местном кемпинге – масса футболок с названием горы и лаконичной надписью: «Был здесь. Сделал это».– С одной все-таки столкнулись. Но за нее отвечала погода. На самой вершине влажность оказалась, как мы шутим, 200-процентной: любая поверхность моментально покрывается каплями воды, и через минуту ты весь мокрый. Кто не успел надеть влагозащитные брюки, обеспечил себе спуск в мокрых штанах.– Лох-Несс – прекрасное живописное озеро длиной в полсотни километров, сильно вытянутое с юго-запада на северо-восток. Все берега застроены кемпингами, в любое время года здесь радушно встречают туристов. Чудовище живет где-то в пучине и чувствует там себя, судя по всему, превосходно. Не бедствуют и местные жители.– Долларов за семнадцать, кажется. По-настоящему там стоит смотреть музей озера Лох-Несс. Экспозиция выстроена очень талантливо: посетитель проходит по залам, видя, как менялись со временем представления людей о Несси. А в последнем зале вдруг гаснет свет, и вам объявляют: что такое Несси и на что она похожа – вам предстоит решить самостоятельно. И – добро пожаловать на свет божий, в сувенирную лавку.Причем другого выхода из музея, кроме как через арт-шоп, не существует. Кстати, именно на берегах Лох-Несс мы повстречали самую большую группу соотечественников: два автобуса петербургских скаутов путешествовали по Великобритании.– Пересекались с россиянами не часто, зато приветствовали они нас бурно – особенно в Ванкувере и в Эдинбурге, на Всемирном фестивале современного искусства. А одна русская группа просто спасла. Нам очень понравился аэропорт в Сеуле: шикарно обустроен! И мы, осматривая его «достопримечательности», вдруг осознали: опаздываем на самолет. Подбегаем к стойкам регистрации, а там огромная очередь. Повезло, что впереди стояли соотечественники. Если бы они нас не пропустили, вся группа на борт ни за что не попала бы.– Да. Поразила подземка в Глазго. Наверное, ее можно классифицировать как мини-метро. Мы же прозвали этот вид транспорта поездом для карликов. Подъезжают к перрону вагончики размеров с шахтерскую вагонетку, в салон входишь, чуть пригибаясь… Совсем не похоже на метро традиционное![b]От торонтских велорикш к скандинавскому велораю– Итак, покинув туманные острова, вы вернулись на родной континент. Какое оригинальное путешествие по 56-й параллели можно было придумать в давно исхоженной, вылизанной Европе?[/b]– Нашей фантазии хватило на велопрогулку по Дании и Швеции. И мы быстро поняли: не прогадали. В Скандинавии – настоящий культ велосипеда. Скажем, в Дании сейчас 10 миллионов двухколесных машин на 5 миллионов жителей. Местное правительство из госбюджета финансирует закупку этих транспортных средств мириадами. Огромные велостада стоят, пристегнутые замками, на улицах и в скверах. Подходит любой человек, бросает монетку в 20 крон в щель в замочке, карабин отстегивается – и поезжай куда хочешь. Добрался до места назначения, защелкнул карабин, забрал свои 20 крон – оставляй велосипед следующему желающему. Есть и еще более фантастический по нашим меркам государственный проект: семье, письменно отказывающейся от приобретения автомобиля, власти компенсируют покупку велосипедов, а также выплачивают прибавку к зарплате. Вот это реальные, не на словах, забота о чистом воздухе и борьба с автомобильными пробками! На дороге у велосипедиста прав больше, чем у автовладельцев: при столкновении с автомобилем всегда виноват водитель четырехколесной машины. А полоса для велосипедистов есть не только на абсолютно всех дорогах, но и на паромном терминале из Дании в Швецию!– Взяли в прокат обычные трехскоростные велосипеды для легкого городского отдыха. Дороги там отличные, так что этих непритязательных великов оказалось достаточно.– Я бы сказал, что спортом, причем с серьезным уклоном к выживанию в экстремальных условиях. Посудите сами: за восемь недель мы взошли на 7 вершин, провели 7 ночей в поездах и 26 – в палатках, в сумме двое суток налетали в самолетах. Было трудно – не физически, а, скорее, эмоционально – постоянно и очень мобильно перестраиваться: взошли на гору – спустились в гостиницу – приняли душ – перепаковались – подготовились к сплаву по реке – опять гостиница – перепаковались – на машину и в аэропорт… И так – все 56 дней. А если к этому добавить и увесистые рюкзаки за спиной…– Сначала намечали – 56, но в итоге остановились на 41. В ходе путешествия мы решили не притягивать специально «за уши» некоторые виды транспорта. Например, перед стартом мы собирались проехаться на осле. Но выяснилось, что на 56-й параллели эти животные встречаются только в зоопарках. Тогда какой же смысл в подобном перемещении, кроме галочки в блокноте? Но, с другой стороны, мы не пренебрегали такими средствами, которые для обывателя-европейца необычны и даже нелогичны, зато могут пригодиться путешественнику в данной местности. Например, ползком по пещере или на четвереньках в гору – разве это не способы передвижения для альпинистов? В эдмонтонском аэропорту проехались на автокаре. А в Торонто увидели, как туристов катают велорикши, и тут же занесли себе в актив этот редкий нынче вид транспорта.[b]Презренный металл и высокие цели– Какой вид транспорта запомнился больше всего?[/b]– Трелевочник – трактор, приспособленный для вывоза бревен с лесозаготовок. А в смысле особого действа, экшена – шестиосные вездеходы «Урал». Они как танки. Мы на них даже по рекам ездили.– Увы, чуть-чуть не успели к точке, где пилоты этих летательных аппаратов могли взять нас на борт. Вот об этом я по-настоящему жалею.– С самого начала мы объявили этот проект открытым: претендовать на место в команде мог каждый, если он сам мог себя профинансировать. Параллельно мы активно искали спонсоров. Увы, со спонсорами в итоге мало что получилось. Поэтому часть затрат оплатил клуб «Робинзонада». Остальную финансовую нагрузку пришлось возложить на участников. Причем принцип у нас был такой: можешь внести сумму за один российский этап – добро пожаловать! А вот Ване, к примеру, родители оплатили всю кругосветку.– На этот вопрос пусть даст ответ сам Ваня. Я же хочу привести другой пример. В команде был хороший мальчик из Дзержинска, семья которого не могла внести ни рубля. Его участие во всех российских этапах (примерно 55 тысяч рублей) оплатила местная администрация и персональный спонсор. А потом городская студия кабельного телевидения сделала целый фильм с юным путешественником в качестве главного героя: шутка ли, первый дзержинец прошел по России от Москвы до Камчатки! В целом на трех российских этапах – уральском, байкальском и камчатском – участников было, конечно, больше, чем на зарубежных: тридцать молодых людей против пяти. Но официальную заявку в книгу Гиннесса на первую молодежную кругосветку мы все-таки направили: все основания для регистрации рекорда у нас имеются.– Мой папа заплатил 10 тысяч долларов, – говорит Иван.– Стоит даже гораздо больших! Я получил впечатлений на несколько лет вперед…– Да,– отвечает Алексей, – такой человек мог бы отправиться. Но только в том случае, если бы прошел соответствующую подготовку. Ивана, к примеру, два года назад в камчатскую экспедицию я не взял. И чтобы нынешним летом попасть в команду кругосветки, он сутки провел в подмосковных пещерах, ночь – в зимнем лесу, да плюс еще прошел десятидневные горные сборы со специальным веревочным тренингом в Крыму (тоже, между прочим, за свой счет).– Да, мы готовы были продать билет в кругосветку за 25 тысяч долларов. Называя эту сумму, мы отчетливо осознавали: даже самый подготовленный турист, даже спортсмен в уже сложившейся команде на четыре пятых – обуза и только на одну пятую – помощь. С другой стороны, наша цена была куда дешевле стоимости кругосветки от бюро Томаса Кука.– Нет. Но мы и не жалеем.– В общем, нормально. Только датчане потребовали заранее оплатить все страховки и отели (это связано с тем, что в этом государстве очень сильная система социальной защиты, и они боятся мигрантов-бедняков). Больше всего вопросов возникло в канадском посольстве. Эта страна, как нам показалось, никогда не рассматривала свою территорию как объект, потенциально интересный российским туристам. Когда русские едут в Канаду работать или на ПМЖ – это понятно. А тут туристы, да еще молодежь, да еще с кругосветкой?! Мало того, что визовый офицер подробно поговорил с каждым членом команды, он еще выспрашивал, как у нас в группе налажено разделение труда! Но в итоге все закончилось благополучно.– В российской книге все наши достижения – первая кругосветка по 56й параллели, первое молодежное путешествие вокруг земного шара и маршрут с максимально возможным количеством транспортных средств и способов передвижения – думаю, будут отражены. А вот за попадание в международную книгу Гиннесса, видимо, предстоит побороться, учитывая «теплое» отношение ее администрации к россиянам. Во всяком случае, в ближайшее время мы направим официальным лицам все положенные рекордные отчеты с фото- и видеофиксацией.– Отчего не говорить, если это на самом деле так?! Из всех городов 56й параллели с российской столицей ни один не сравнится. Готов повторять это сколько угодно – несмотря на пробки, грязный воздух и толчею в метро.– Там должно быть много солнца, чистый лес (лучше сосновый), много прозрачной воды, в которой легко и приятно плавать. Все эти условия счастливо сочетаются на Валдае, где летом у нас действует молодежный лагерь. Там, на озере Велье, любой желающий может пройти нашу клубную программу подготовки робинзонов – по одному из трех уровней сложности, который выберет. Мероприятие это достаточно массовое: в этом году через выживание на «необитаемом острове» прошло больше двух сотен московских ребят.– Конечно, и оно лежит вдали от исхоженных туристских маршрутов. Рядом с Чили в Тихом океане есть остров Робинзона – небольшой кусочек суши, где прототип знаменитого отшельника Александр Селькирк прожил в одиночестве долгие годы. Когда-то там была тюрьма, теперь – поселок с тремя сотнями жителей. Разве не интересно посмотреть на это историческое место? А творческих планов – горы. Уже надо готовить зимние программы клуба «Робинзонада». Мы оформляем их в виде развивающих игр – «Пожар», «Трофи», «МЧС» и «Криминал». За два дня в одном из подмосковных пансионатов ребята учатся, как выживать в соответствующих чрезвычайных ситуациях.– Ну вот, к примеру, стандартное упражнение: школьнику завязывают глаза, устраивается задымление комнаты, и ставится задача за две минуты выбраться на улицу. Иначе – смерть от удушья. Нередки случаи, когда участник выходит на лестницу и… начинает подниматься, а не спускаться. Избежать таких казусов мы и учим ребят, если нечто подобное, не дай бог, случится в настоящей жизни. Ну и, наконец, быть может, удастся организовать какое-то интересное соревнование по мотивам нашей кругосветки.– Дело в том, что на нашем маршруте мы оставили несколько стандартных табличек-визиток. Они есть на уральской реке Ай, на Камчатке, на Байкале, на пике Бен-Невис и в Канаде, у музея Пис-Ривер. Не исключено, что в перспективе мы объявим какую-нибудь гонку-погоню за этими «трофеями», которые нужно будет еще поискать… В общем, мир полон удивительных приключений.Надо только суметь их увидеть. А кому, как не робинзонам, их замечать?:. По Москве и поездом до Екатеринбурга.. Граница Европы и Азии, сплав по реке Ай.. Пересечение Байкала, восхождение на пик Птица.. БАМ, Долина Гейзеров на Камчатке, восхождение на вулкан Толбачик.. Перелет через линию смены дат в Ванкувер (Канада), сплав по реке Смоки, восхождение на пик Эдит Кэйвел, рафтинг.. Пересечение Шотландии.. Велотур по Дании и Швеции.