Ненавидь грех, но люби грешника

Общество

Над концепцией трудилась рабочая группа, состоящая из священнослужителей, преподавателей духовных школ, специалистов по этике и биоэтике, представителей Минздрава, иных ведомств и общественных организаций. В октябре 2004 года документ был в целом одобрен Священным синодом РПЦ.В первой ее части дается духовно-нравственная оценка эпидемии ВИЧ/СПИД. Подчеркивается, что социальные и медицинские факторы влияют на распространение болезни «опосредованно и вторично».Подлинная первопричина стремительного разрастания эпидемии, по убеждению церкви, – в «умножении греха и беззакония, утрате фундаментальных духовных ценностей».Отец Всеволод Чаплин обратил внимание на то, что в тексте концепции подробно разработаны богословские и этические аспекты болезни. Он подчеркнул взаимосвязь болезни и греха. «Общество не должно прятаться от осознания связи между грехом и болезнью», – отметил он. Но вместе с тем согласно православному преданию эта связь не считается однозначной, что очевидно в современных условиях, когда все больше зараженных СПИД людей не имеющий никакого отношения к среде, которая считается рассадником вируса: наркомания, беспорядочные половые связи и т. д. Поэтому страдающие от различных заболеваний люди, в том числе зараженные СПИДом, требуют особого попечения церкви.Большой раздел документа посвящен задачам по организации церковной работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИД, и их близкими. По словам отца Всеволода, эти задачи исходят из «древнего святоотеческого принципа: «Ненавидь грех, но люби грешника». Здесь подробно и очень конкретно разработаны роль священника, особенности церковной проповеди, пастырское попечение о зараженных вирусом СПИД в церкви и вне прихода. Разъясняется, что нет препятствий для совершения над ВИЧ-инфицированными таинств крещения, миропомазания и елеосвящения, а также для их причащения, целования ими икон.Большое внимание в концепции уделено церковно-социальной работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИД, и с их близкими, а также подготовке пастырей для работы с такими людьми – как на уровне духовных школ, так и на уровне епархиальных специальных курсов для священнослужителей. Отец Всеволод отметил, что уже сейчас существует и активно работает целая сеть церковных учреждений, оказывающих помощь больным, консультации для них и членов их семей, «телефоны доверия» и т. д. Ряд церковных общин в Москве, Санкт-Петербурге, на Украине и в Белоруссии оказывают молитвенную помощь больным и зараженным, проводя специальные регулярные молебны.Дело борьбы с распространением «чумы XXI века» – это дело всего народа, подчеркнул представитель РПЦ. Поэтому в этой борьбе церковь открыта для сотрудничества с государственными органами, общественными организациями и СМИ.«Церкви и религиозные организации должны более толерантно относиться к таким проблемам, которые они называют «грехом», – сказал представитель Синодальной богословской комиссии РПЦ МП отец Владимир Шмалий. – Потому что если они будут занимать жесткую позицию в этом вопросе, то тогда это будет препятствовать интеграции ВИЧ-инфицированных в жизнь общества».По его мнению, интеграция заболевших людей в общество является важным этапом для государства и самого общества. «Мы считали и считаем, что важнейшим фактором распространения ВИЧ и СПИД является то обстоятельство, что в обществе попираются фундаментальные нравственные принципы. Эпидемия ВИЧ и СПИД является результатом нравственной деградации общества», – добавил он.По словам отца Владимира, богословская основа концепции основана на «вечных евангельских словах», но она должна была прозвучать в современных условиях, учитывая тот контекст, который уже сложился в общественном сознании на Западе. Там христианские церкви гораздо раньше столкнулись с проблемой борьбы со СПИД и под давлением либеральной общественности избрали позицию «более толерантного отношения к греху», мотивируя это соображениями «социального прагматизма».РПЦ, подчеркнул отец Владимир, «не может идти на нравственный компромисс с современными общественными установками» и не станет во имя политкорректности «поступаться своими принципами обличения греха».Однако церковь должна отнестись к зараженным СПИД как к жертвам и «возвысить свой голос в защиту этих людей». Именно в этом ключе разработаны все практические рекомендации концепции, которая, по словам богослова, полагает «начало целенаправленной работе по интеграции и поддержке людей, живущих с ВИЧ/СПИД».На презентации выступили также представитель Минздрава Михаил Наркевич, который упрекнул РПЦ в недостаточно оперативном реагировании на проблему распространения СПИД; начальник отдела организации надзора за ВИЧ/СПИД одной из федеральных служб Александр Голиусов, который привел статистику роста эпидемии СПИД в России; представитель структуры ООН – организации ЮНЭЙДС в России Бертил Линблад, который сделал акцент на принципах толерантности и прагматизма, лежащих в основе западного подхода к проблемам ВИЧ-зараженных.

amp-next-page separator