Смоленск собирает всерьез
[b]Фестиваль в Смоленске – древнем русском городе, стоящем почти на границе Западной Европы и России, – фестиваль молодых, и сам очень молод. Идея его проведения родилась весной 2003 года, когда стало понятно, что объединение прокатного пространства необходимо всем творцам из бывших республик СССР.Никита Михалков в своем приветствии фестивалю сказал: «Трудно выжить в одиночку, трудно создавать кино, не имея большого проката, который способен окупить затраты на создание фильма».[/b]На этот раз приехали кинематографисты из Таджикистана и Армении, Эстонии и Латвии, Украины и России, Белоруссии, Узбекистана, Кыргызстана, Италии, Франции. И на открытии, и на закрытии отмечалось, что господа режиссеры (тяжелая артиллерия кинематографа) несколько задавили своей массой и количеством актеров (легкую кавалерию кинопроизводства).По звездной дорожке в кинотеатр «Современник» под овации смолян сначала шли известные режиссеры – президент фестиваля Геннадий Полока, Александр Панкратов-Белый, Борис Бланк, Валерий Рубинчик, Георгий Юнгвальд-Хилькевич (он представил в Смоленске свой новый фильм «Адам и превращение Евы»), Ираклий Квирикадзе, белорусский режиссер Михаил Ефремов.Старейшим среди режиссеров оказался 84-летний Георгий Натансон («Старшая сестра», «Еще раз про любовь»), который привез на фестиваль свой последний фильм «Булгаков на Кавказе».Появился композитор и московский театральный режиссер Владимир Назаров – мюзикл «Скрипач на крыше» в его постановке вот-вот уезжает в США. А на кинофоруме он выступал в качестве дебютанта-кинорежиссера: в свои 53 года снял свой первый игровой фильм-мюзикл «Силы любви» с Антоном Макарским в главной роли.И только потом пошли актеры – Валерий Баринов, Борис Клюев, Валерий Золотухин, Татьяна Хорохордина, Алексей Никульников («сын Будулая») и совсем еще молодые артисты.Актер Андрей Анкудинов, теперь еще и режиссер (он только что закончил съемки своего первого художественного фильма и его фрагменты привез на кинофорум), стал ведущим торжественной церемонии открытия.Номер шел за номером. Но вот на сцене появился Валерий Золотухин. Напомнив,что идет год 60-летия Победы, запел: «А нынче нам нужна одна Победа!» И весь зал ему зааплодировал.С триумфом прошел в Смоленске премьерный показ фильмов «На Верхней Масловке» и «Космос как предчувствие». Было ощущение, что смоляне изголодались по хорошему глубокому, качественному кино.На кинофестивале создалась необъяснимо притягательная, гармоничная творческая атмосфера. Ни тебе скандалов, ни тебе пиарочно-деланных акций, ни демонстраций французсконижегородских нарядов «от» местных «кутюр».Атмосфера была рабочая.Отпахивать на кинопоказах приходилось с 9 утра до 10 вечера.Но было и что смотреть. Шли «круглые столы». Молодая актриса и режиссер Татьяна Вилькина сказала: «Предметом обсуждения было творчество. Все было достойно, интеллигентно.Я подпиталась культурой». На кинофорум она привезла свой первый фильм, документальный, – «Тот самый Бардин». На вопрос, почему о Бардине, она не задумываясь ответила: «Хотела отразить внутренний мир гениального режиссера-аниматора. Я воспитана на его фильмах, они составили ярчайшие впечатления моего детства. А сейчас, в Смоленске, на показе картины «Итальянец» я проревела весь фильм».«Итальянец» режиссера Андрея Кравчука и получил на кинофоруме свой очередной Гран-при.