В Париж, в Париж!

Общество

Париж знают все. Даже те, кто там ни разу не был, но хотя бы читал Дюма. Про Париж приятно рассказывать ребенку, потому что чувствуешь себя как минимум Радзинским. Материал позволяет. В Тюильри мы говорили о Екатерине Медичи, которая так тосковала по убитому на турнире мужу Генриху II, что велела построить себе новый дворец. В Пале-Рояле – о том, что здесь жил кардинал Ришелье, что сюда приходил д’Артаньян и что здесь отсиживалась Анна Австрийская с маленьким Людовиком XIV во время Фронды. В часовне Сен-Шапель пришлось бормотать про крестовые походы, чтобы получить возможность рассмотреть уникальные витражи. Ну а в Нотр-Даме мы вместе искали, где же Квазимодо прятал Эсмеральду. И только поднявшись наверх, к химерам, обнаружили башни с колоколами, а рядом, как мы предположили, была каморка горбуна. Спускаясь вниз по крутой винтовой лестнице, дочь сосредоточенно считала ступени. Их оказалось 259.На площади перед собором клошар в красном парике кормил голубей. Из бумажной коробки он сыпал просо в подставленные ладони туристов, и голуби садились людям на руки, на плечи, на головы. Хочешь – дай монетку клошару, не хочешь – жадничай себе на здоровье.Рассказав о красной от крови Сене во время Варфоломеевской ночи, о тайных ходах Лувра и о виселице для Эсмеральды, мне почему-то показалось мало, и я потащила всю компанию в тюрьму Консьержери, в музей восковых фигур. Пленники сидят, лежат и валяются на полу в камерах в ожидании суда и гильотины. Отдельная камера Марии-Антуанетты, где она провела больше двух месяцев. Королева сидит к нам спиной, вся в черном. Впечатление остается на всю жизнь, и я очень надеюсь, что ужас Великой французской революции не рассеют теперь никакие уроки истории про свободу, равенство и братство.– Мам, пап, вы что, не слышите? Я есть хочу! Ладно. Заходим в ресторанчик. Давно мечтала попробовать луковый суп. И фуа-гра в местном исполнении. И мясо по-парижски. Заказав мясо, забыла предупредить, что люблю прожаренное – для этого есть специальное слово «а point». Так и есть. Принесли сверху горелое, внутри кровавое. Сразу вспомнилось, что именно этот культурный народ изобрел гильотину. За весь обед, включая спагетти для ребенка, заплатили больше 70 евро. Добавляем чаевые. Кофе решаем выпить в другом месте.И выпиваем. Два кофе, чай и пирожные в кондитерской на Фобур-де-Сент-Оноре, улице бутиков, обходятся почти в 30 евро.Зато бутики обошлись нам совершенно бесплатно. Мы лишь поглазели на витрины, потеряв почти час.Развеяться мы отправились на Монмартр. По дороге нас обсчитали в метро, недодав целый евро на сдачу, – случай, говорят, частый в Париже и совершенно неожиданный для нас, москвичей. На Монмартре толклись туристы, приставали художники (за портрет взрослого – 80 евро, со студента возьмут 50). У базилики Сакре-Кер играл шарманщик (говорят, он там развлекает туристов уже много лет). По улице шла процессия в старинных одеждах, впереди них гудел волынщик. Они шли под музыку, пританцовывая, потом начали танцевать уже в хороводе. А рядом уже выставили микрофоны и готовились выступать шансонье в беретах, шарфах и жилетках на голое тело. Но этого «О, Пари…» мы уже не дождались.Мы спешили на Эйфелеву башню. Мы же туристы! Конечно, мы не собирались подниматься пешком. Идея потаращиться на Париж с высоты птичьего полета пришла в голову, когда сквозь конструкции башенной опоры я разглядела лифт, который легко ходил вверх-вниз. Отстояв очередь на вход, заплатив 3,8 евро за взрослых и 3 евро за ребенка, мы оказались… на лестнице. Без всяких лифтовых площадок. «Пардон, а где лифт?» – ради этого вопроса я даже вернулась на пару пролетов вниз. «На втором этаже!» – очень приветливо ответили мне. Я обнадежила семью, и мы забарабанили башмаками по железным ступеням. Надежда сесть в лифт растаяла, когда он нагло проехал мимо нас откуда-то снизу. Обратно идти уже не было смысла, да и денег стало жаль. У нас оставался только один путь – наверх. После, на первом этаже башни, до которой было 320 ступеней, выяснилось, что лифт служебный.Туристы ходят пешком.На этом приключения не закончились. Уже собравшись вниз, мы услышали пронзительные свистки. Жандармы со свистками в зубах вежливо, но настойчиво гнали туристов из-под башни прочь, к Марсову полю и дальше, чуть ли не до Военной школы (какой-то телефонный хулиган наврал про заложенную бомбу).А главная наша мечта обошлась в 49 евро на каждого взрослого и 39 евро на ребенка. Отстояв огромную очередь, мы оказались… Нет, не на Пляс Пигаль, и не у Джоконды, хотя туда мы тоже потом попали. Этот день мы убили на Диснейленд. И не жалеем. Потому что если ребенок ходил с нами в Лувр, то и мы должны сходить к французскому Микки-Маусу. Удовольствия вполне соизмеримые.Диснейленд, как и Париж, нереально обойти за один день.Поэтому выбирайте те площадки, на которых разыгрываются сцены из знакомых ребенку фильмов или мультиков. Все дети там носятся с блокнотиками для автографов (5 евро), в которых расписываются персонажи, встречающиеся по дороге. В нашем блокнотике теперь можно встретить записи: «Я пират Карибского моря. Йо-хо-хо, моя пиратская жизнь!», «Ведьма Рози, люблю детей и музыку!», «Африканский там-там!!!» Чтобы вам расписалась какая-нибудь принцесса, придется прибыть в Диснейленд пораньше: к принцессам, как и к Микки-Маусу, всегда очередь, и они расписываются и позируют с 11.00 до 12.30, каждая минут по 15, а потом исчезают (хотя парк работает до 20.00).И если ваш ребенок замешкался, или вдруг уже потребовали «больше не занимать» (за этим следит специальный человек), то даже не пытайтесь умолять, совать деньги или падать на колени: вас не подпустят, даже если ваш малыш заливается в четыре ручья. Принцесса не обратит на него никакого внимания и продолжит улыбаться голливудской улыбкой.Очень рекомендуем побегать в лабиринте Алисы, полетать с Питером Пеном, поплавать с пиратами Карибского моря. Спящая красавица и Аладдин неинтересны – это просто рисунки на стенах и пластмассовые игрушки. Очень хорош дракон, который сторожит замок принцессы: у него горят оранжевые глазки, из ноздрей идет дым, и иногда шевелятся когти.Вечером накануне отъезда решаем с мужем провести романтический вечер. Все-таки Париж, город влюбленных, и все такое. Нам сказали, что за 24 евро можно прокатиться по Сене на специальном туристическом катере и посмотреть ночной Париж. Объяснили просто: спускаетесь с набережной к реке и садитесь на пароход. Спускаемся.Справа – глухая стена метров десять в высоту, слева плещется Сена. Горят фонари, вокруг ни души. Видим вдалеке какой-то летучий голландец. Подходим.Выясняется, что это плавучий ресторан, вход – 89 евро на человека, скрипач ходит между рядами. Объясняем, что нам просто поглазеть, мол, туристы. «А, да, идите за другой мост, там то, что вы ищете». Проходим под другим мостом, третьим. Ничего.И вдруг откуда-то сверху падает и вдребезги разбивается бутылка. Ни одной лестницы наверх.Впереди, в кромешной темноте под очередным мостом, – человечек. Пьяный. Или просто с большими проблемами. Муж зачем-то храбро говорит: «Идем!» Я мотаю головой: «Нет!» – и тут клошар замечает нас. Берет другую бутылку – и осколки разлетаются почти возле моих ног… Я так и не знаю, почему мы все-таки двинулись вперед. Это большой секрет моего мужа. Но мы спокойно прошли. И клошар не набросился на нас сзади. С другой стороны моста сидел его приятель. Пристань мы так и не обнаружили.Мой романтический Париж закончился под этим чертовым мостом. Впечатлений было достаточно. Захотелось в Москву.

amp-next-page separator