Еда вприглядку

Развлечения

[i]Телевизионная кухня ежедневно готовит блюда, которые должны усладить самый изощренный вкус потенциального телезрителя, читай — потребителя рекламы. Одно из наиболее интересных блюд в этом меню — шоу, посвященные собственно еде и кулинарии.Идея стимулировать интересы аудитории, используя зрительский желудок, стара, как рецепт майонеза.Еще во времена святой инквизиции на площадях во время публичных казней раздавали еду. Впрочем, что здесь первично, а что вторично, еще можно поспорить. Одно ясно: хлеб и зрелища — вещи, не отделимые друг от друга. Но вот идея сделать зрелище из «хлеба» — изобретение сравнительно новое даже для западного телевидения, где пик популярности кулинарных шоу пришелся на 80-е годы.[/i]Если придерживаться того мнения, что развитие нашей масскультуры отстает от Запада в среднем лет на 20, то у нас еще все впереди. Самое главное, что кулинарные шоу на нашем ТВ уже есть. Причем развиваются они в полном соответствии с историческими аналогами.Вначале появляется программа, основным содержанием которой является демонстрация приготовления различных блюд. Целевая аудитория этих программ — домохозяйки, для которых такая программа — способ убить время и заодно (в случае благополучного исхода дела) порадовать пришедшего с работы мужа какой-нибудь маракуйей под морковно-молочным соусом. Когда программа набирает аудиторию, попутно начинается реклама продуктов, сопутствующих товаров или заведений, где можно откушать то или иное блюдо, приготовленное руками шеф-повара.Со временем программа может настолько раскрутить собственный брэнд (торговая марка, которая становится настолько престижной, что впредь будет дароваться иным товарам, а их производители будут рады), что телешоу станет лишь рекламно-информационной составляющей производства каких-нибудь равиолей или бульонных кубиков.То есть, например, если из программы «Смак» выбросить Андрея Макаревича, то получится вполне состоявшееся food show в традиционном понимании этого слова. Здесь вам и популярное изложение интересных рецептов, и экшн в кухонных интерьерах, и фирменная торговая марка «Смак», которая украшает целую линию замороженных продуктов, полуфабрикатов и напитков.Национальный колорит придает именно участие популярного музыканта. В Штатах, во Франции или в Канаде кулинарные шоу ведут настоящие повара из реальных ресторанов, крайний случай — когда передник надевает какой-нибудь тележурналист средней руки. Но надо сказать, что западное общество никогда всерьез не воспринимало идею, что кухарка может и должна управлять государством. У нас же под знаком кухарки прошла целая историческая эпоха. А потому даже на роль телевизионных кухарок постоянно метят люди с амбициями.Помнится, даже в «Герое дня без галстука» одно время активно развивалась кулинарная тема. То Сосковец учил зрителей плов готовить, то какой-нибудь очередной премьер рассказывал о своих кулинарных пристрастиях и угощал Ирину Зайцеву фирменным семейным блюдом.Короче говоря, в наших кулинарных шоу, помимо основного блюда, должен быть десерт в виде популярной персоны. Вспомним, как тихо и благополучно прикрылась телевизионная забегаловка внутри программы «Город женщин» (ТВЦ). Вроде все было, как у людей: кухня в ключе последних дизайнерских тенденций и черный атлет, готовивший перед камерой традиционные африканские разносолы из отечественных продуктов... Ан нет — недосол. В эту бы кухню — Кобзона или самого Юрия Михайловича, и был бы рейтинг.Кстати, о рейтингах... В нашем случае о них можно говорить только с улыбкой.В стране, где субботний телевечер проходит под знаком Сергея Доренко, а воскресное утро знаменуется либо программой об армии (ОРТ, РТР), либо повторением субботнего детектива (НТВ), серьезно воспринимать кулинарные программы могут только иностранные туристы и представители интеллектуальных меньшинств.В Соединенных Штатах, где население все-таки больше озабочено проблемой ожирения и булемии, нежели дрязгами в конгрессе и поднятием престижа воинской службы, отношение к еде другое. Американцы либо едят и страдают, либо не едят вовсе (Старый Свет полнится магазинами, торгующими пророщенным овсом) и все равно страдают — так ли иначе в США существует болезненная зависимость от еды.И как результат — кулинарные шоу там производят все ведущие телекомпании, включая CNN, причем шоу, как и выпуски новостей, выходят утром, днем и вечером, иногда на нескольких языках. О том, что тамошняя телеиндустрия стремится охватить все разнообразие кулинарных традиций мира, и говорить не приходится. Скажем, в уикенд жители Нью-Йорка при желании могут начать свой день с приготовления рыбы по рецепту эвенков вместе с ведущими популярной программы «Доброе утро, Америка!». По самым скромным подсчетам, для американской телеаудитории производится порядка 130 программ, основным содержанием которых являются приготовление еды, кулинарные традиции, новые кулинарные рецепты.В случае с нашим ТВ результаты подсчетов будут скромными действительно. Уже упомянутый «Смак», «Вкусные истории» (обе — на ОРТ), «Пальчики оближешь» (ТВ-6), кулинарный блок в программе «Из жизни женщины» (ТНТ) и кулинарно-просветительская рубрика внутри информационно-развлекательного канала «Дата» (ТВЦ). Вот такие пироги.Таким образом, ОРТ передовик в освоении «вкусного жанра» на нашем ТВ — две кулинарные программы на одном канале. Такая плотность может объясняться не только изысканиями в области форм и жанров, но и пристрастиями руководства канала — генеральный продюсер ОРТ Константин Эрнст является также совладельцем ресторанов «Пушкин» и «Шинок», да и вообще, видимо, толк в еде знает.Из кулинарного «списка» отечественного ТВ вообще трудно что-то выделить по причине малочисленности программ. Получается, что каждая программа — первая в своей номинации.«Смак» — самая стильная, «Пальчики оближешь» — самая народная. На ТВЦ в информационно-развлекательном канале «Дата» есть рубрика, посвященная тому, как правильно и красиво есть и пить. Если определять номинацию, в которой первой и единственной является эта мини-программа, то ее можно назвать самой удобоваримой. Без эстетских рассуждений и умопомрачительной кулинарной терминологии на канале «Дата» рассказывают и показывают, как правильно заваривать кофе или чай, что лучше пить, а что не пить после обеда. Но создатели этой программы хорошо усвоили главное правило русского кулинарного шоу и норовят в каждую программу пригласить кого-нибудь поименитее, даже своего телевизионного конкурента Макаревича.Оригинальностью способна удивить разве что программа «Вкусные истории» — та самая, где фрукты-овощи, перекидываясь шутками и напевая жизнеутверждающие песенки, сами топают в кастрюльки и казанки, валяются в муке, сахаре и сами же подают себя на стол. Программа не имеет аналогов в мире и является по-настоящему оригинальным продуктом. Анимировать продукты придумали на студии «Пилот», где в свое время родились легендарные Братья Пилоты, они же Колобки. В итоге каждая программа представляет собой самостоятельный анимационный фильм, который при этом ни на йоту не отходит от требований жанра кулинарного шоу. И самая главная особенность «Вкусных историй» — полное отсутствие живого ведущего, который восклицаниями типа «Ой, какая прелесть!» и «Ммм, даже не знаю, как передать словами этот волшебный вкус!» способен отбить аппетит у любого чревоугодника.Хотя нужно сказать, что и «Вкусные истории» — не вполне кулинарное шоу в том смысле, в каком его воспринимают в других странах. Там food show — утилитарная программа, которая является своеобразным учебником или, если хотите, кулинарной книгой в эфире.Наш зритель нипочем готовить у экрана телевизора не станет, наши кулинарные шоу — для того, чтобы смотреть. Наш зритель смотрит и прикидывает: реально, что ли, Макаревич капусту так мелко порубал или в студии профессиональный повар сбоку стоит? И уж ни одному создателю отечественной кулинарной программы не придет в голову вставлять в эфир ремарки о том, сколько калорий содержит то или иное блюдо. Все равно, посмотрев такое шоу, наш зритель пойдет на кухню уплетать картошку с котлетами.Работникам же общепита (тем, конечно, кто является продолжателем славных кулинарных традиций советской эпохи) смотреть «Смак» и «Вкусные истории» вообще не рекомендуется из соображений гуманности. Нельзя человеку, который тридцать лет проработал в ресторане «Звездочка», говорить, что куриный бульон и консоме — разные вещи. За это ведь он может и телевизор разбить разделочным топориком.Особенности национального менталитета и социального развития страны наиболее явно проявляются именно в контексте еды — все-таки все мы рабы своего желудка. Особенно те из нас, кто некогда ездил в Москву за мясом.Так что создателям кулинарных программ приходится проявлять чудеса деликатности и изобретательности. На НТВ, к примеру, так до сих пор и не реализована идея программы «Дело вкуса», которую должен был вести Ашот Насибов. Выпуск отложен на неопределенное время, так как авторы пока не могут найти рецепт создания популярной программы о еде.Не определена пока судьба еще одной программы о еде и кулинарных секретах. Программа под названием «Бабушкины рецепты» была запланирована к выходу на канале «Культура», но так пока и не вышла в эфир.Вообще отечественные кулинарные шоу — одно из самых противоречивых телеявлений. С одной стороны, вроде бы странно и дико в прайм-тайм рассказывать о том, как приготовить перепелку-галантин, — среднестатистический россиянин перепелку только в учебнике зоологии видел. С другой стороны, год от года процент населения, уверенно пользующегося ножом и вилкой, увеличивается. А потому продвижение кулинарной культуры, пусть и в виде телевизионного шоу, — дело, несомненно, полезное и перспективное.

amp-next-page separator