Хотели про любовь…

Развлечения

[i]Спустя почти 20 лет после первой постановки этой сказочно-политической притчи режиссер Валерий Белякович решил сделать просто сказку — «Дракон».С вечным сюжетом сказок всех народов мира — о прекрасной девушке и благородном рыцаре, полюбивших друг друга с первого взгляда и прошедших все испытания, чтобы в конце концов сыграть свадьбу и зажить долго и счастливо. А обязательные в сказках Добро и Зло должны были стать космополитичными, без аллюзий и узнаваемости реалий, что за стенами театра.[/i]Режиссер дал роль Эльзы потрясающе красивой и пластичной ) — неузнаваемо бытовые, как в пьесе, а инфернальны, как и полагается в сказках. Еще Белякович словно бы очистил шварцевский текст, убрав из него все ставшие привычными акценты, и актеры произносят его будто в радиотеатре, где слова — основное и их нужно произносить четко и с соблюдением пунктуации.Ну и раз сказка, на нее стали ходить дети, их на «Драконе» в зале больше, чем взрослых. Ведут себя адекватно. Будучи поколением, не отягощенным историческим знанием и не желающим «грузить» себя проблемами недавнего прошлого, смотрят сказочный «экшн» как ежевечерний телебоевик. Взрослым немного скучновато, поскольку наш продвинутый зритель-театрал непременно социален.Он надеется и ждет — и своего-таки дожидается! Ключевой в спектакле становится фраза поверженного и тут же всеми преданного Дракона: «Надо было скроить хоть одну верную душу…». После этого душевный стриптиз, который устраивают «прожженные души, дырявые души, мертвые души», выпадает за сказочные рамки и погружает зал в стихию совсем нетеатральной пошлости, в которой мы живем, не имея возможности ни выключить прожектора, ни опустить занавес. Маленькая девочка, сидевшая возле меня, толкнула маму: «Правда, как в жизни?». Правда. Такую вот сказку написал Шварц, что никак не перестанет она быть былью. Опять Россия, «от Сталина до Путина», с предательством на всех уровнях, как образом существования.Но все-таки Белякович старался не зря. Лучшей сценой спектакля стала сцена объяснения Эльзы и Ланцелота: «Ах, разве знают в бедном вашем народе, как можно любить друг друга?..». Актеры играют пронзительно и нежно. Играют бескорыстную и жертвенную любовь, которой так мало в сегодняшней жизни, в которой эльзы выходят замуж за власть имущих драконов или изворотливых бургомистров и вовсе не умирают от отвращения.Но в спектакле любовь побеждает и оборотничество, и конформизм. Поколение-next аплодирует и даже, кажется, верит.

amp-next-page separator