Поезд дальше не пойдет
От фильма ужасов требуется всего одно качество: пугать как следует. Сегодняшний зритель – бывалый, его так просто не возьмешь. Для этого необходимо найти универсальную формулу, одинаково действенную для человека любого темперамента, образования, семейного положения. Как поступил, например, в 1984-м Уэс Крейвен. В его «Кошмаре на улице Вязов» проводилась очень простая и страшная идея: во сне мы теряем контроль над собой, и потому с нами может случиться что угодно. Как известно, свои жуткие кошмары есть даже у самых отважных людей.Создатели фильма шестилетней давности «Пункт назначения» пошли дальше: они пугают самой смертью. Звучит, возможно, глупо – однако кто не боится смерти? Тем паче смерти бессмысленной и беспощадной, всегда непредсказуемой и несправедливой (как иначе, если в мишени, по законам жанра, выходят туповатые американские старшеклассники). Основа фабулы, напомню, элементарна: из-за чьего-то случайного предчувствия несколько балбесов избегают гибели в несчастном случае. Упустившая свое Костлявая намерена взять реванш и на протяжении фильма косит спасшихся – одного за другим. В строгом порядке, предписанном судьбой.Второй «Пункт назначения» был не слишком большой удачей: продюсеры зачем-то решили протянуть сюжетную нить из первого фильма. В третьем, куда вернулся режиссер изначального «Пункта» Джеймс Вонг, обошлись без условностей. В самом деле, катастрофы происходят где угодно и когда угодно, а узнать о подобном случае из прошлого – дабы не утомлять пересказом тех, кто знаком с предыдущими сериями, – можно, полазив по Интернету. Дескать, было дело шесть лет назад, когда несколько тинейджеров чудом спаслись при аварии самолета, а потом погибли при таинственных обстоятельствах. История повторяется? Само собой.Начинается фильм в инфернальных декорациях парка развлечений. Наиболее головокружительному аттракциону, «американским горкам», предстоит обрушиться, унеся жизни нескольких юношей и девушек из выпускного класса; сцена крушения, предугаданного главной героиней, Венди (на удивление естественная звезда телеэкрана Мэри Элизабет Уинстед), как повелось в серии, – самая эффектная в фильме. За чудесным спасением следует череда аттракционов еще более удивительных: сжигающие насмерть солярии, самострельные пистолеты, костедробильные тренажеры, взрывные фейерверки – безмолвные слуги Смерти делают все возможное, чтобы ненавязчиво привести в исполнение вынесенный и отсроченный приговор.Мысль о возможности умереть вот так сразу, ни за что и без причины, щекочет нервы любому, кто зашел в зал и решился не выходить из него до самого конца. Усугубляет ее атеистическая картина мира, на которой базируется фильм: смерть не является наградой или наказанием, потому и надежды на загробную жизнь нет никакой. Финал, как мертвая петля «горок», соединяется с началом – только вместо вагончика аттракциона по экрану несется поезд метро. Конечная станция приближается неуклонно, подобно самой смерти – пункту назначения каждого из нас. От расплаты не уйдет никто: таков закон не только бытия, но и жанра. Закончись все хорошо, и не видать нам следующего «Пункта назначения». А так – снимай их еще хоть сто лет, хоть двести. До тех пор, пока не изобретут эликсир бессмертия.