В Лиссабоне грезят о Байкале

Развлечения

Основная часть – экспозиция работ шести признанных на международной арене творцов, участников биеннале в Венеции и Сан-Паулу. Анализируя ее, удивляешься, сколько общего у Португалии с Россией. Как и у нас, у них несколько десятилетий царил режим. В искусстве ценился национальный колорит, приветствовалось использование фольклора, а contemporary art отвергалось. Многим мастерам приходилось уезжать работать за рубеж. Словом, знакомая до боли ситуация. Ее последствия печальны.Когда хунта отошла в прошлое, заокеанские искусствоведы задумались – как же в современном португальском искусстве отразилась сама Португалия? Оказалось, почти никак: большинство местных «актуальных» в своем творчестве – космополиты.И в представленных на выставке ГЦСИ работах тоже нет ничего, что напоминало бы конкретно о Португалии: о ее пейзажах, исторических памятниках, обычаях и традициях. Зато – вот неожиданность! – одна из картин повествует о русском ландшафте. Жоау Пеналву вдохновил факт, что в Байкал впадают 336 рек. Художник стал собирать информацию об озере и в конце концов посвятил ему видеофильм.На другой видеоработе этого художника вроде бы тоже просматриваются пейзажи, но едва-едва. Камеру Пеналвы привлек… туман. На молочно-белую пленку, за которой едва различаются неясные контуры, некоторые посетители вернисажа реагировали настороженно: наиболее нетерпеливые принимали художественный прием за техническую неполадку и устремлялись к другим экспонатам.Например, к серии фоторабот Елены Алмейды «Я здесь». Название можно воспринять как призыв к Господу и к зрителю.На нескольких крупноформатных автопортретах коленопреклоненная художница меняет положение рук, туловища и головы. Ее изображения вызывают ассоциации и со скульптурой, и с перформансом. «Мое тело похоже на сундук, сосуд для эмоций или воспоминаний, который люди (и я сама) могут заполнить или опустошить», – говорит сама художница.Из инсталляций впечатляют работы Руя Шафеша. Большие конструкции из металла в его исполнении кажутся легкими. В них есть и романтический отголосок Средневековья, и эхо немецких экспрессионистов. Чудовищный инструмент, чем-то напоминающий косу смерти, символизирует «Прах К. Т. Дрейера». Есть и менее абстрактные объекты. Например, невероятных размеров костыли и горькая надпись под ними: «Счастье переоценено».Выставка «De Dentro – В глубину» продлится до начала мая. Ее дальнейший маршрут: Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Скандинавия. А осенью португальцев снова ждут в ГЦСИ, на Международном фестивале молодых художников.

amp-next-page separator