Жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха
Майское снижение[/b]По сложившейся традиции убытки от перевозки пассажиров по железной дороге покрываются за счет дохода, получаемого от грузовых перевозок. С так называемым перекрестным субсидированием решили бороться несколько лет назад, пока безрезультатно.Впрочем, схема разработана: ОАО «РЖД» должно заниматься только грузовыми перевозками и перечислять часть денег в бюджет, затем бюджетные деньги должны поступать к новой «Пассажирской компании» – на дальние перевозки из федеральной казны, на пригородные – из региональных бюджетов.Планировалось, что механизм начнет действовать в 2007 году – под эти цели в бюджете на следующий год собираются выделить дополнительно 54 миллиарда рублей – для компенсации расходов по пассажирским перевозкам. Но если федеральный бюджет покроет свою долю расходов, то региональные – вряд ли. На сегодняшний день только 50% регионов выделяют средства на компенсацию убытков пассажирских перевозок.Как будет регулироваться ситуация в Москве и Подмосковье (в каждом из этих субъектов существуют разные правила игры), Минтранс вообще решил не пояснять, сославшись на то, что министерство занимается только дальними перевозками.При этом Минтранс объявил о введении системы календарной индексации тарифов на поезда дальнего следования. Руководитель Федеральной службы по тарифному регулированию Сергей Новиков отметил, что по новой системе билеты на поезда в майские праздники в этом году будут дешевле прошлогодних на 5%. Пока что это касается как плацкартных, так и купейных билетов.Но с созданием «Пассажирской компании» государство будет регулировать цены только плацкартные билеты. Цены на билеты в купе и СВ будут формироваться по рыночным принципам, и, по прогнозам экспертов, вырастут.Депутатов гораздо больше интересовали авиационные проблемы. Так, первый заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска осведомилась у Левитина, почему простым смертным билеты бизнес-класса в Иркутск и обратно продают за 70 тысяч, а депутатам – за 100. Министр пообещал разобраться.Депутата Петра Шелища попытались в Архангельске заставить заплатить за пользование VIP-залом в аэропорту, объясняя тем, что это раньше он был «залом для официальных делегаций», а теперь стал «бизнес-залом». Министр опять пообещал разобраться.Глава Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев поинтересовался, почему тонна авиационного горючего в Париже стоит 667 долларов, во Франкфурте – 647 долларов, а в Москве – 713 долларов. «Это очевидный картельный сговор», – сказал он. Министр принял к сведению и эту информацию. Игорь Левитин подтвердил, что «5–10 компаний держат рынок». И тут же заявил, что рынок нуждается в демонополизации.Депутат Алексей Митрофанов сказал, что при нынешних тарифах на самолеты из Москвы во Владивосток могут летать только бизнесмены и «комиссии чиновников, которые там душат все». Министр выслушал и это.На общий вопрос думцев «почему так дорого летать» он ответил просто: «Неэкономичные самолеты, старые самолеты, нет самолетов». По его словам, из 10 тыс. машин в воздух можно поднять 4,5 тыс., а через четыре года – вообще считаные единицы, причем в основном иностранного производства.С общественным транспортом в стране тоже не все гладко. По словам депутата Сергея Глотова, «на селе общественного транспорта нет, в райцентрах почти нет, а скоро не будет и в областных городах».Министр транспорта сказал, что переделанные из грузовиков «Газели» нужно срочно менять на специализированные пассажирские машины того же производителя и вообще переводить города на мини-автобусы вместимостью 20–25 человек. Он считает, что большие автобусы должны остаться в основном на пригородном сообщении.В спор вступил депутат Олег Малышкин. Он возбудил зал сообщением, что накануне на федеральной трассе «Дон» колесо его автомобиля попало в яму и отлетело. «Еще бы чуть-чуть, и моя фотография там внизу висела», – мрачно пошутил он и предложил ввести новый дорожный знак «Осторожно, капкан».Один из присутствующих предложил сократить чиновников Минтранса и набрать стрелочников. Но это предложение не нашло отзыва в сердце министра. По его мнению, при всем желании 400 человек не смогут регулировать 12 тысяч нерегулируемых железнодорожных переездов.Рассказав о проблемах, Игорь Левитин попросил у депутатов немного денег. Правда, говоря о цифрах, он то и дело путал рубли и доллары – ну да с кем не бывает. По словам министра, сейчас расходы на инфраструктуру растут на 1% в год, а чтобы поспевать за ростом ВВП им надо увеличиваться на 11–12%.Кроме того, сказал он, нужно 50 тысяч населенных пунктов, которые не имеют связи с «большой землей» круглый год, подсоединить к надежным транспортным артериям. На это, по подсчетам Левитина, уйдет 10–15 лет.Министр также посетовал на недофинансирование метрополитена. Федеральные власти сейчас финансируют метро лишь на 20%, а не на 50%, как требуют регионы. Левитин, как выяснилось, хотел бы давать больше, но Минфин не велит.Упоминание Минфина заставило председательствующую Любовь Слиску дважды напомнить, что президента у нас зовут не Кудрин, а Путин. Это объяснение, похоже, вполне устроило Минтранс.[b]СПРАВКА «ВМ»КАЛЕНДАРНАЯ ИНДЕКСАЦИЯ ТАРИФОВ0,89 0,94– 30 апреля 1,06 1,12 – 9 мая 0,89 0,80– 10 июня 0,98 1,03– 9 июля 1,06 1,07– 5 августа 1,14 1,12 – 31 августа 1,14 1,16– 20 сентября 1,06 1,0321 сентября – 21 декабря 0,93 0,94– 30 декабря 1,06 1,12 0,41 0,89: