В сетях любви и шпионажа
Вся музыка и весь вокал, однако, звучат в записи. На сцене – инсталляции и видеоряд, стилизованный под немое черно-белое кино.В основе либретто, сочиненного Ираидой Юсуповой и Верой Павловой, – реальная история, приключившаяся с Альбертом Эйнштейном. Великий ученый влюбился в жену знаменитого скульптора Сергея Коненкова Маргариту. Ослепительную красавицу и по совместительству советскую шпионку.Классический любовный треугольник осложняется политическими мотивами и нашествием призраков. От этого он не менее трагичен и достоверен. В музыке сочетается симфоническое многоголосие с джазовым легкомыслием. Кое-где слышны «приветы» мюзиклам, а где-то – операм «большого стиля». В целом все звучит удивительно чувственно. Особенно любовные дуэты заглавных героев, а уж при наличии таких роскошных голосов – просто заслушаешься.С текстом же все непросто: в ходу шесть языков, а на экране титры, не всегда совпадающие со звучанием (оказалось, это входит в авторский замысел). Что-то поется по-английски и по-русски – видимо, так обозначена сложная языковая ситуация, в которой оказались герои оперы. То есть – трудный поиск взаимопонимания и в то же время намек на то, что влюбленные поймут друг друга и без переводчика.Видеоряд, дающий иллюзию «документальной достоверности» кадров, наделяет героев лицами культовых персонажей ХХ века. Прекрасная Маргарита становится то холодноватой Гретой Гарбо, то печальной Ингрид Бергман. Эйнштейн порой предстает в своем собственном облике, а порой превращается в актера Грегори Пека и… музыковеда Павла Луцкера. Ангелом смерти выбран художник Энди Уорхол.В роли же страдающего от измены скульптора – Дмитрий Александрович Пригов. Поэт – единственный, кто присутствует не только на экране, но и на сцене. По ходу действия он выстраивает трогательную кукольную инсталляцию.Изящные бумажные фигурки показывают преображение каждого героя; в финале же они все будут сложены холмиком и накрыты черной простыней.Нам показали, как много возможностей для фантазии дает современная опера, позволяя создавать оригинальные синтетические представления.И все-таки очень хотелось бы побывать на живом исполнении «Эйнштейна и Маргариты». Никто не отказался бы в реальном времени услышать и увидеть красавицу Татьяну Куинджи, обладательницу великолепного, резковато-чувственного сопрано. Или понаблюдать, как баритон Анджей Белецкий отыгрывает любовные переживания великого Эйнштейна, а бас-профундо Владимир Миллер – страдания советского скульптора. Может быть, не менее гениального в своей области, чем Эйнштейн.