В Колонном зале банкиры будут решать, что делать

Общество

[i] Ожидается, что он закрепит достигнутые в рабочем порядке договоренности об изменении форм работы организации, представляющей на общенациональном уровне интересы банковского сообщества.Одна из задач, которую предстоит решать в ходе реструктуризации банковской системы, — далеко не последняя по значимости — возвращение доверия вкладчиков.О том, что делает и намерена предпринимать дальше Ассоциация российских банков в этом направлении, беседует с исполнительным директором АРБ, доктором юридических наук, профессором — Как бы это ни звучало парадоксально, но с формальной точки зрения система защиты интересов банковских вкладчиков практически полностью сложилась. Минимально необходимые правовые документы, которые должны выполнять такую задачу в гражданском законодательстве, уже есть.Гражданин, имевший вклад в коммерческом банке и заключивший соответствующий депозитный договор, имеет право получить денежные средства и проценты по вкладу в размерах и в сроки, установленные договором. Если банк не выполнил свои обязательства, следует обращаться в суд. И он наверняка вынесет решение в пользу вкладчика. С этим решением можно отправиться в банк самостоятельно, можно обратиться к помощи судебного пристава для взыскания денег с банка. Кстати, многие вкладчики проблемных банков смогли получить свои деньги благодаря этому механизму, однако далеко не все. Отчасти в этом «виновато» государство.Правительство и Центральный банк в целях решения проблемы, приобретавшей уже политическое значение, предприняли экстраординарные меры. Я имею в виду решение о переводе вкладов в Сбербанк. Обсуждать этот чрезвычайный и, вероятно, все же оправданный шаг с правовой точки зрения не имеет смысла, он вне правого поля.— Думаю, что Центральный банк проводит в целом верную политику на поддержание системообразующих банков, не давая им упасть. Что, скажем, будет с вкладчиками «СБСАгро», если банк окончательно рухнет, смогут ли они вернуть тогда хотя бы часть своих денег? Но все это меры тактические. Между тем, очевидно, нужны меры, которые предохранят в будущем от повторения нынешней ситуации.С этой точки зрения я бы оценил со знаком «плюс» принятие в феврале закона «О банкротстве кредитных организаций». Закон рождался и проходил тяжело, не секрет, что его пытались остановить в президентской администрации.Но практика убедительно показала, что отсутствие такого нормативного акта оставляло слишком много возможностей разворовывать банки после отзыва у них лицензии. В результате кредиторы оставались ни с чем.Новый закон в отличие от ранее принятых нормативных актов подробно расписывает процедуру оздоровления проблемных банков. Этой теме посвящен целый раздел, в то время как в общем законе о банкротстве — две-три статьи. Закон, в частности, оговаривает соразмерность и равноправность удовлетворения требований кредиторов, а также первоочередной расчет с физическими лицами. Жаль того, что в полной мере полезность этого закона мы сможем ощутить лишь в будущем.К числу активно прорабатываемых мер стратегического характера нужно отнести и усилия правительства и Центрального банка по реструктуризации банковской системы.От того, как она пойдет, будет зависеть и надежность защиты прав вкладчиков в будущем. Напомню, кстати, что банковские кризисы в последние десятилетия поражали многие развитые страны — США, Испанию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Японию. Масштабы потерь, которые понесла экономика стран в результате кризисов, достаточно велики. Так, в США с 1980 по 1991 г. прекратили существование более 1300 банков и 1400 ссудосберегательных ассоциаций. Разрешение кризиса и реструктуризация банковской системы обошлись США, по различным оценкам, от 300 до 500 млрд. долл., это около 5% ВВП. Таких средств у нашего государства нет. Весь капитал Агентства по реструктуризации банковской системы составляет лишь 10 млрд.руб. Так что восстановить жизнеспособность банковской системы будет непросто. В целом идеология реструктуризации известна, первые конкретные шаги уже сделаны. Кстати, они будут обсуждаться и на съезде, в его повестке — выступление председателя Центробанка Виктора Геращенко со специальным докладом.— Нет, конечно. От имени Ассоциации российских банков хочу еще раз заявить о необходимости скорейшего принятия закона о гарантировании банковских вкладов. У этого законопроекта особая судьба — никто открыто не говорит, что он вообще не нужен. Однако, похоже, только АРБ и некоторые депутаты Госдумы искренне и последовательно добиваются его принятия.Законопроект обсуждается уже пять лет. Какие только дискуссии ни велись за эти годы! Например, участие банков в системе гарантирования вкладов должно быть добровольным или принудительным? Бурно дебатировались вопросы о величине компенсации вкладов и об ответственности Центрального банка. Самый болезненный вопрос — об участии государства в создании Федеральной корпорации гарантирования банковских вкладов, кажется, удалось решить положительно. Впрочем, впереди еще второе и третье чтение в Думе. Затем Совет Федерации и президент могут внести свои коррективы в этот законопроект.— Предпосылки для изменений уже сложились. Они обусловлены теми процессами, которые происходят в банковском сообществе. Свою устойчивость доказали средние и региональные банки, в большей мере занимающиеся реальным сектором и не допущенные к «легким» деньгам. Они сейчас выходят на авансцену и предъявляют свои требования к работе АРБ.В преддверии съезда обсуждалась концепция совершенствования работы исполнительной дирекции АРБ. Ключевым ее элементом должны стать организационные формы, нацеленные на максимальное использование потенциала всего банковского сообщества. Предусматривается, в частности, создание на общественных началах ряда комитетов, занимающихся разработками в различных направлениях. Кстати, и информационная деятельность ассоциации будет расширена, так что представителям средств массовой информации работы прибавится. Но подробнее о программе можно будет говорить лишь после ее утверждения съездом.АРБ образована в марте 1991 г. как негосударственная некоммерческая организация, объединяющая коммерческие банки, кредитные и другие организации, деятельность которых связана с функционированием денежно-кредитной системы страны.По состоянию на 1 апреля 1999 г. АРБ насчитывает 713 членов, в том числе 597 кредитных организаций, или 41% их общего количества. Она объединяет 73% банков и филиалов банков, которым принадлежит около 80% всего банковского капитала страны и свыше 90% всех активов ее банковской системы. В АРБ входит подавляющее большинство крупных банков, которые составляют стержень российской банковской системы. Сумма уставных капиталов банков — членов Ассоциации — составляет 36,4 млрд. руб.[i]Членами АРБ являются 12 банков со стопроцентным иностранным капиталом, имеющих лицензию Центробанка на право ведения банковских операций на территории России, а также 5 банков с 50%-ным иностранным участием.Основной задачей АРБ являются участие в развитии банковского дела в стране, в мероприятиях, проводимых органами государственной и исполнительной власти и Центробанком (ЦБ). Ассоциация добивается принятия законодательных и подзаконных нормативных актов, способствующих развитию денежно-кредитной системы, повышению ее надежности и самостоятельности, ограждающих кредитные организации от незаконного вмешательства государственных органов в их деятельность.АРБ представляет и защищает интересы кредитных организаций в законодательных и исполнительных органах власти и управления, в Центробанке, судебных, правоохранительных, налоговых и других государственных органах. Она участвует в разрешении имущественных и других споров между кредитными организациями по их просьбе.Ассоциация способствует развитию сотрудничества российских кредитных организаций с зарубежными банками, их союзами и ассоциациями, международными финансовыми организациями.При АРБ функционируют служба безопасности «Амулет» и издательский дом «Банковское дело», который издает журнал «Банк», а также банковскую литературу.[/i]

amp-next-page separator