Не задержаться на задворках!
Одни новоявленные выпускники показывается в театры, другие бегают с кастинга на кастинг в надежде попасть в сериал, а те, кого уже зачислили в какие-нибудь крупные коллективы, трепетно ожидают дальнейшей участи.Главная роль? Или «кушать подано»? Нет ничего очаровательнее студенческих спектаклей. Сдружившиеся за годы учебы молодые артисты сияют от одного осознания выхода на сцену. На первый взгляд, все как один кажутся талантливыми. Но вглядываешься – все такие разные…Сегодня вопрос трудоустройства молодого артиста решается довольно причудливо. К примеру, вернулась прелесть студийного существования. Прошлогодний выпуск Мастерской Сергея Женовача в РАТИ, не пожелав расставаться, стал в минувшем сезоне самостоятельным коллективом под незатейливым названием «Студия театрального искусства» и по-прежнему любим публикой. Другое дело, что интересно было бы посмотреть на этих обаятельных ребят отдельно друг от друга – как бы они выглядели в партнерстве с «чужими» коллегами и как «играла» бы их индивидуальность…Перспектива стать театром есть у любимцев нынешнего выпускного года в том же РАТИ – курса Олега Кудряшова («кудряшей», как их прозвали в народе).О них заговорили еще прошлой осенью; на спектакли в Учебный театр и в аудитории РАТИ было не попасть. Однако маленькими площадками «кудряши» не ограничились – они бойко освоили помещения Дома музыки (там игралось «Колесо Фортуны») и Центра Мейерхольда (здесь показывались «Троянки»).Примечателен курс тем, что воспитались тут настоящие синтетические артисты, которым доступны и глубина трагических страстей, и легкий юмор, и умение работать в музыкальных жанрах. Удастся ли «кудряшам» сохраниться как коллектив, пока неизвестно. Но можно не сомневаться, что многим уготовано яркое будущее.Н е которые из них уже засветились в громких проектах прошлого сезона. Евгений Ткачук сыграл Ипполита в «Федре» Андрея Жолдака (Театр наций), а Павел Акимкин поучаствовал в «Переходе» Владимира Панкова (Центр драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина).В наступающем сезоне в РАТИ, скорее всего, фаворитом станет курс Марка Захарова, выходящий на финишную прямую учебного процесса. Смело осваивая как классику («Невольницы» Островского, «Бригадир» Фонвизина), так и новую драматургию («Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха), ребята уже обратили на себя внимание.Руководитель выпускного курса в Щукинском училище Юрий Шлыков пошел по иному пути: поставил со своими студентами спектакль на сцене Вахтанговского театра. «Собака на сене» не стала большим творческим достижением; легкий, красочный спектакль пользуется спросом у публики. Любуясь молодыми лицами, она сквозь пальцы смотрит на погрешности в исполнении.Спектакль вошел в репертуар Вахтанговского – а вместе с ним и добрая половина занятых в нем выпускников. Хотя делать ставку на главных героев «Собаки» Елену Ташаеву и Александра Лобанова пока проблематично. Ведь куда интереснее смотрятся «второстепенные» Алена Фалалеева и Андрей Харенко.Жаль, что такой простой жизни не ожидается у другого выпускного курса Щукинского – под руководством Владимира Поглазова. При том что там есть достойнейшие молодые дарования. Уже, кстати, поработавшие в популярных сериалах. А одна из выпускниц, Мария Машкова, к диплому уже сыграла не только в студенческих спектаклях (ее работы в «Эшелоне» по пьесе Михаила Рощина и «Любви» по М. Шизгалу показали ее как отличную характерную актрису), но и на профессиональной сцене.Еще дальше пошел Роман Козак, выведя на сцену подведомственного ему Театра Пушкина студентов третьего курса, руководимого им в Школе-студии МХАТ.Сделанный специально для них спектакль «Январь» позволил убедиться, что как минимум из половины этих ребят вырастут хорошие артисты.Обратил на себя внимание и выпускной курс Школы-студии, руководимый Игорем Золотовицким и Сергеем Земцовым. Пятеро выпускников– Юлия Галкина, Анастасия Дубровская, Никита Панфилов, Максим Матвеев и Петр Кислов – уже зачислены в труппу Московского Художественного театра; еще несколько человек отправились в знаменитый Театр русской драмы в Таллине.А еще Школа-студия обогатила столичный театральный процесс превосходным выпуском художников-сценографов. Ученики Олега Шейнциса, уже понемногу работающие на профессиональных спектаклях в разных театрах, наделены как ярким мышлением, так и идеальным набором технических умений. Нет сомнений, что через некоторое время Мария Утробина, Анна Федорова и другие станут значимыми для сегодняшней Москвы мастерами.В последние годы театральная ситуация понемногу меняется. Многолетнее просиживание на задворках репертуара и обогащение послужного списка ролями «десятого солдата на пятой клумбе» ждет разве что самых невезучих.У молодого актера все больше возможностей проявить себя – в крупных театрах и независимых проектах, в сериалах и любопытных историях «смешения жанров». Приходя в профессию, новоявленные артисты понимают, зачем они это делают. Они куда практичнее своих более романтичных предшественников. И потому частенько получают свой счастливый билет в самом начале своей жизни в искусстве.