Женщина, которая… воюет

Развлечения

Он экранизировал мрачный, ядовитый роман Криса Ван дер Хейдена о Голландии в годы Второй мировой войны, о деятельности Сопротивления против немецких оккупантов, о заложниках и евреях. Но «Черную книгу» можно спокойно рекомендовать «попкорновой» молодежи, которая ходит в кино исключительно развлекаться. Ужас войны не мешает создателю «Основного инстинкта» быть эффектным и занимательным.Молодая певичка-еврейка Рейчел бежит с семьей из Германии. Но кто-то предал, и на голландском берегу вся семья была поймана и расстреляна. Рейчел уцелела чудом, буквально в дубовом гробу. Местные подпольщики взяли ее в работу и толкнули на связь с эсэсовцем Мюнце. Под именем Элис она проникает в немецкий штаб, прикидывается подругой палачей. Нелепая случайность приводит к аресту группы подпольщиков. Для их спасения в день рождения Гитлера организован рейд. Но он кончается еще одним предательством, в котором обвинят Элис. Она – между двух огней, хотя Мюнце ее действительно любит и помогает. События будут раскручиваться все быстрее. На долю певички выпало столько, что врагу не пожелаешь.Невзирая на вроде бы беспросветный сюжет, каждым кадром «Черная книга» призвана будить эмоции. Детективный интерес – «кто предатель?» – поддержан мелодраматическим – «чем кончится любовь?». Неотразимый Себастьян Кох (Мюнце) достоверен как «хороший немец», яркая блондинка Кэрис Ван Хаутен (Рейчел) – до кончиков ногтей в стиле 40-х. Верхувен, конечно, не смог обойтись без откровенной эротики, но в общем вихре событий она не выглядит инородной.Погони, пытки, массовые расстрелы, как в жизни, перемешаны с танцами, песнями и ресторанами в помпезном декоре Третьего рейха. Добротность постановки – Верхувен малым ребенком видел оккупацию собственными глазами – позволяет разбираться в нюансах происходящего без снисхождения, без скидок на «дела давно минувших дней». Фильм берет не упрощенной схемой комикса, но только его четкостью и быстротой.Но все-таки эффекты и убийства, секс и гламур – не главное в «Черной книге». Когда в Голливуде Верхувен снимал «Плоть и кровь», он делал чистый жанр.Вернувшись в Голландию, прямо высказался о своем, о наболевшем. Фильм, съемкам которого помогали местные власти, – максимально «антиголландский». Что фашисты «плохие» – не надо доказывать. Когда это и так понятно, одинаковый мундир с жирным палачом может носить благородный герой-любовник. Зато вечно «хорошие» подпольщики тоже стали неоднородны. Участие в Сопротивлении – вовсе не индульгенция.Одни обогащались, другие трусили, все продолжали «функционировать». Прогнали немцев, пришли янки, но «функции» те же самые. Самой низкой и подлой осталась толпа, система. Кто бы кого ни победил, толпа не будет долго думать и всегда предпочтет жестокость. И невинные люди погибнут под ее улюлюканье.Только будучи настоящим голландцем, Верхувен может быть столь безжалостен к родной стране. Черная записная книжка с фамилиями всех предателей и коллаборационистов существовала на самом деле. Ее владелец, юрист Де Боэр, был застрелен неизвестным вскоре после Освобождения. Книжка пропала навсегда. Она была пухлая и замусоленная.

amp-next-page separator