Ветку тянут – сучья летят

Общество

По оценкам столичных властей, после перехода лесопаркового защитного пояса под юрисдикцию Подмосковья возле городской границы сведено около 200 гектаров хорошего леса. Ситуация столь угрожающа, что депутаты Мосгордумы попросили областные власти объявить мораторий на хозяйственное освоение лесных территорий – и не только в ближайшем Подмосковье, а на расстоянии 50 км от МКАД.Иначе, считает председатель Экспертного совета мосгордумовской комиссии по экологической политике Андрей Фролов, дальнейшую деградацию леса не остановить. Вы, вероятно, думаете, что в ответ на это предложение завязался конструктивный диалог? Ошибаетесь: подмосковные власти ответили делом. Они решили протянуть железную дорогу до аэропорта «Шереметьево» прямо по 24 гектарам Лобненского лесопарка. И плевать, что этот лес растет на землях Государственного лесного фонда. Вы же, москвичи, сами хотели удобный и быстрый путь в международный аэропорт?! Вот и получайте! Будем справедливы: в свое время идея обустройства скоростного железнодорожного сообщения с «Шереметьевом» действительно исходила от московских властей. Но тогда, в начале 2000-х годов, ветку к аэропорту предполагалось тянуть с запада, от станции Химки. Трудно сказать, по какой причине, но полтора года назад подмосковные власти приняли решение «привязать» новую ветку не к Октябрьской железной дороге, а к соседнему направлению дороги Московской – Савеловскому.Географически ближайшей по этой линии оказалась платформа «Шереметьевская», находящаяся в административной черте Долгопрудного. В сентябре мэрия этого подмосковного города одобрила проект строительства скоростной железной дороги между Савеловским вокзалом и аэропортом «Шереметьево», и на трассу вышли рабочие «Спецмостротреста» – филиала фирмы «Росжелдорстрой». Их совершенно не смутило, что траектория дороги, словно нож, прорезает Шереметьевский лес – часть лесопаркового защитного пояса столицы.– Железнодорожные пути, по которым электрички будут проноситься в обе стороны каждые полчаса, разорвут лесной массив на две неравные части, – горюет москвичка Нина Чеботарева, дачный участок которой может оказаться прямо по соседству с рельсами. – Меньшая, 20-гектарная, по которой привыкли гулять отдыхающие, примкнет к долгопрудненскому микрорайону «Шереметьевский», а большая «отойдет» к Лобне. Это было бы не так страшно, если бы связи между этими территориями сохранялись. Но проектом предполагается оградить всю «железку» высоченным сетчатым забором с одним-единственным пешеходным переходом! Естественно, антропогенная нагрузка на доступную часть леса многократно возрастет и неминуемо погубит его.Впрочем, это случится не сразу. А в ближайших планах железнодорожников – ликвидация 24 гектаров Государственного лесного фонда РФ, изъятие которых Земельный кодекс разрешает лишь в исключительных случаях при отсутствии иных вариантов строительства. Быть может, у проектировщиков не было этих вариантов? Неправда, и чтобы это доказать, не обязательно вспоминать про Октябрьскую железную дорогу. Достаточно приехать к соседней с «Шереметьевской» платформе – «Хлебниково» – и увидеть, как в направлении аэропорта уходит железнодорожная ветка, построенная еще в советское время!Правда, это ведомственные подъездные пути расположенных в здешней промзоне складских комплексов. Ну так сам бог велел проложить новую двухпутную пассажирскую магистраль через эту урбанизированную полоску земли! Но нет, обязательно надо пустить под топор ценный лес первой категории. Причем темпы «Росжелдорстрой» развернул буквально БАМовские: как значится на аршинном щите у «Шереметьевской», последний костыль в стальной путь вобьют уже в этом году.Разве при таких стахановских скоростях может кому-то быть дело до необходимого в таких случаях положительного заключения Государственной экологической экспертизы?! В обеих структурах, имеющих право проводить подобную процедуру – и в Ростехнадзоре, и в Росприроднадзоре, – официально заявляют, что проект на согласование к ним до сих пор не поступал. Не исключено, впрочем, что сами транспортники понимают: законным образом получить положительное заключение экспертов будет затруднительно.Прежде всего потому, что Лобненский лесопарк, частью которого является Шереметьевский лес, до сих пор эксплуатируется Северным спецлесхозом Московского городского управления особо охраняемыми природными территориями. А там на просьбу железнодорожников предварительно согласовать людоедский вариант трассировки ответили отказом: хватит жертвовать собственными легкими в угоду транспорту! Нет – и не надо, вероятно, подумали в Росжелдорстрое и… спокойно вышли на участок второго пускового комплекса – с противоположной стороны ветки. Возле кольцевой аэропортовской автотрассы работа сейчас в разгаре: сносятся стихийно возникшие в последние десятилетия дачи, вырубаются деревья, переносятся подземные инженерные коммуникации. Там, правда, строительного трафарета с данными о заказчике, подрядчике и инвесторе мы не нашли. Но опрошенные работяги особо не маскировались и раскалывались моментально: строим путь железный!С просьбой прокомментировать столь вопиющий факт попрания природоохранного законодательства мы обратились в подразделение АО «РЖД», официально выступающее в качестве заказчика стройки – Дирекцию по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (ДКРС). По телефону нас заверили, что имеет место недоразумение: все положенные согласования давным-давно имеются. В ответ же на просьбу показать нам эти документы «ВМ» предложили направить официальное письмо.Не прошло и полмесяца, как начальник ДКРС Александр Бутко ответил фразой, редкой по степени цинизма: мол, экспертиза проводится, и сейчас получение ее результата – дело времени.Но ведь мы спрашивали совсем о другом: с какой стати вы, Александр Васильевич, отдали приказ выходить на объект до получения результатов экспертизы? А если теперь он будет отрицательным – что, сносить уже построенное? А может, и правда, что нам деревья? Новые нарастут! А дорога – она ведь на века…И поневоле с тоской вспомнишь времена, когда в государстве водились чиновники, думающие не только о кармане насущном. Хотя бы 1804 год, ознаменовавшийся принятием специального Положения о лучшем сбережении ближайших к Москве казенных рощ. Неужели все дело в том, что железных дорог тогда просто не было?[b]ОФИЦИАЛЬНО «Мы постараемся максимально сохранить лес. Для этого был избран наиболее подходящий по всем параметрам вариант, который среди прочих отличается меньшим воздействием на окружающую среду и не затрагивает существующие жилые зоны. В проекте произведена оценка экологического ущерба, связанного со строительством и эксплуатацией железнодорожного пути, и предложены мероприятия по сведению негативных последствий к минимуму.При разработке пути прохождения трассы по территории Лобненского лесопарка предусмотрено строительство в щадящем для парка режиме, при котором трасса должна пройти по существующей просеке с минимальной вырубкой зеленых насаждений.Проектом также предусмотрена компенсирующая посадка зеленых насаждений».[/i]

amp-next-page separator