«Царскосельская карусель» у стен Кремля
Живописное полотно запечатлело яркое красочное зрелище, получившее распространение почти во всех европейских дворах – средневековую карусель. На картине изображена рыцарская кавалькада, состоящая из членов семьи императора, облаченных в подлинные средневековые доспехи и платья, сшитые по образцам костюмов Cредневековья. В кавалькаде участвовала почти вся семья императора Николая I.Карусель – вид конного состязания, пришедшего на смену рыцарским турнирам. В каруселях «рыцари» двигались по кругу и на скаку выполняли ряд упражнений. Праздник был подготовлен в связи с 25-летием со дня бракосочетания князя Николая Павловича и прусской принцессы Фридерики-Луизы-Шарлоты-Вильгельмины.С XVII века яркие и красочные карусели являлись непременным атрибутом придворной жизни почти во всех европейских дворах. Одновременно с придворными каруселями получили распространение аттракционы для горожан в виде каруселей с деревянными лошадками, вращающимися вокруг своей оси.В России карусели вошли в бытование при императрице Елизавете Петровне. А балаганную карусель для простого народа при царице разрабатывал великий архитектор Растрелли. Европейскую известность получила карусель, устроенная у Зимнего дворца в 1766 года в царствование Екатерины Великой. При Николае I их устраивали едва ли не каждый месяц в гвардии.Особенность карусели 1842 года в Царском Селе, изображенной на полотне, заключалась в том, что участники представления были одеты в подлинные средневековые доспехи из личной коллекции императора. Сам Николай Павлович восседал на прекрасном коне в латах времен императора Священной Римской империи Максимилиана. Для императрицы и ее двух дочерей сшили специальные роскошные средневековые двойные платья: верхние – бархатные, нижние – из парчи.По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Наталии Каргаполовой, картину сиятельные заказчики очень любили: «Она так и находилась в Царском Cеле, радуя глаз императорского семейства, гостей Царского Cела. Картина пережила эвакуацию в военные годы и благополучное возвращение в родные стены. Сейчас она занимает почетное место в Александровском дворце Царского Cела. Вы видите, она в прекрасном состоянии, свежесть красок не утрачена».Кстати, карусели проходили и в Москве. Грандиозная карусель 1811 года москвичам запомнилась надолго. А все оттого, что разрабатывал ее Василий Львович Пушкин, дядя поэта. Пиар-компания этого праздника была продумана в деталях. Задолго до праздника все московские газетчики выведывали малейшие подробности карусели. Местом проведения карусели стал Нескучный сад. А одним из судей – Алексей Орлов-Чесменский.– Известно ли, когда в России прервалась традиция каруселей? – поинтересовалась я у Наталии Александровны.– В 1859 году. Это тот день, когда Александр II, который на картине изображен еще наследником престола, став императором, решил порадовать свою мать, вдовствующую императрицу Александру Федоровну, и устроил под окнами ее апартаментов в Александровском дворце такое замечательное действо, как рыцарскую карусель. Эпоха романтизма, рыцарства навсегда канула в Лету. Ей на смену шли иные развлечения.