Брак поневоле
Уже загадочный вид, который напустили на себя главные ньюсмейкеры Берлинале-2007 – директор Дитрих Кесслик и председатель жюри Пол Шредер, объявлявшие призеров, – намекал на неординарность решений. Мы, мол, не пойдем на поводу у зрителей или критиков, а покажем, какое кино требуется передовой немецкой общественности. Впрочем, и раньше раздача слонов (точнее, «медведей») в Берлине была акцией труднообъяснимой…Нынче же – тем паче. В конкурсе – ни одного яркого оригинального фильма-открытия…Общий уровень – более чем средний. Новации – появление «мыла», зрительских исторических картин, рассчитанных на широкую публику, вроде «Эйнджел» Франсуа Озона – истории головокружительного успеха и несчастной любви знаменитой писательницы. Или «Воробышка» («Жизнь в розовом свете») с Марион Катийяр в роли Эдит Пиаф. Или гротескного фильма классика Иржи Менцеля «Я прислуживал английскому королю» (приз ФИПРЕССИ). Или костюмного «Не трогай топор» Жака Риветта с Гийомом Депардье Но они не сделали погоды. Хотя сами организаторы очень довольны – «много хороших фильмов про хороших людей». А организацию скромно сравнивают с Венецией и Каннами.Но зрители судьям не указ. К примеру, создателей увлекательных «Фальшивомонетчиков», оставшихся за бортом, упрекали в криминализации важной социальной темы.Поэтому история китаянки с трудной судьбой («Замужество Туйи») Ван Цюаньаня показалась жюри наиболее привлекательной и достойной «Золотого медведя».Точнее – интонация картины, ее непатетический взгляд на быструю модернизацию жизни в Китае, актуальные опасения, что старый уклад может исчезнуть… И это плохо.В фильме снялась единственная профессиональная актриса – Ю Нан. И проходила всю картину в толстых куртках, штанах и платке на фоне бескрайних монгольских степей, овец и юрт. Муж Туйи Бейтер (Бейтер) болен и просит ее найти себе замену – другого мужа, чтобы тот смог позаботиться о ней, их двух детях и о нем. Так у них, прагматичных монголов, принято. Жена возражает, пока на сцене не появляется ее бывший одноклассник Баолир…Словом, наша «Урга» на драматический лад. А режиссер, чуть не упавший в обморок, когда Кесслик озвучилего фамилию, рассказал, что его мать родом из внутренней Монголии, что он всегда любил монголов и их образ жизни и музыку. А когда городская цивилизация стала наступать на степи, решил сделать фильм о том, как эта экспансия может сломать судьбы людей…Получая приз в канун своего Нового года, китайцы радовались – хороший подарок, однако! А вот немцы, наблюдавшие за ходом церемонии закрытия по телевизору, иронизировали: «Хорошо, что этот фильм наградили – будем знать, куда не ходить…» Сдается, что и на другого призера – фильм «Другой» (El Otro) Ариэла Роттера (АргентинаФранция-Германия) народ тоже особо не повалит. Режиссер был так потрясен наградой, что пару минут просто безмолвствовал на сцене. Как и его немногословный герой – 46-летний юрист Хуан Дезоузп (Хулио Чавес). Забрав документы у случайно умершего попутчика, он пытается начать новую жизнь, открыть иные ценности. А находит новое одиночество… Словом, кризис среднего возраста и среднего буржуа…Фильм, скажем прямо, не претендующий на особенные художественные или философские открытия. Тем не менее.Кстати, Хулио Чавес (мы его помним по «Эль Кустодио») получил также «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль – но не поднялся за наградой: играл в этот вечер на берлинской сцене.Еще один артефакт в кавычках – лента «Beaufort» израильтянина Йозефа Седара. Это назидательный рассказ о финале18-летней израильской оккупации. Какую уж высокую режиссуру увидели судьи в этом вялом репортаже с ливанских высот, завершающемся мощным взрывом, какой антимилитаристский пафос – одному еврейскому богу известно.А вот за Нину Хосс хочется порадоваться. Мы болели за ее «Йеллу». А уж немцы как радовались, что их актриса названа лучшей! И девушка была так потрясена своим «Серебряным медведем», что чуть не расплакалась.Работа на редкость достойная – и по форме, и по содержанию. Не зря даже феминистки отметили картину специальным призом.Сама же скромная 31-летняя красавица с белокурыми кудрями, дочь известного политика, основавшего партию «зеленых», Вилли Хосса, призналась, что считает более достойной Мариан Фэйтфул, сыгравшую Мэгги в фильме «Ирина Палм». И вообще утверждает, что успех ее не испортит – все, как началось в один день, так в один и может закончиться…Кстати, и о ее театральной Медее по Берлину уже ходят фантастические слухи. А Нина тем временем дает очень умные интервью, говорит, что любит критику, обедает не в ресторанах, а у друзей, и тщательно скрывает свою личную жизнь. А она у нее связана, по слухам, с одним английским музыкальным продюсером… «А как же де Ниро?» – спросите вы. Отвечаем. Чтобы не обидеть классика, который заглянул в Берлин, звезде дали поощрительный приз за правильный кастинг в не очень-то правильном фильме «Добрый пастырь» («Ложное искушение»). Напомню, что там супружничают Анджелина Джоли и Мэтт Деймон… Но де Ниро получать призы из Голливуда не прилетел. Поэтому их вручили немке Мартине Гедек, тоже участнице проекта.А вот Содерберг с его «Хорошим немцем» пролетел – в отличие от куда более слабой картины «Гудбай, Бафана» Билли Аугуста – о нежной дружбе Нельсона Манделы со своим тюремщиком, которого изящно изображает Джозеф Файнс. Этой антирасистской агитке достался приз за вклад в борьбу за мир.Не будем останавливаться на других призах, горестно припоминая, что российские картины никаким боком в этой раздаче слонов-медведей не участвовали. Впрочем, блистательное отсутствие нашего кино в конкурсе который год компенсируется какими-то бликами на соседних поверхностях.Вот «Дневной дозор» показали в разделе Special как мимолетное видение. Билетов было не достать. На рынок «Централ Партнершип» привез «Волкодава», «Мертвых дочерей» и «Внука Гагарина». Для тинейджеров в секции Generation показали мультфильм Олега Ужинова «Жихарка» – по мотивам уральской сказки о хитром лисе, которому удалось похитить девушку-красавицу, но не удалось ее съесть.Совместный с Азербайджаном проект Олега Сафаралиева «Прощай, южный город» (в главной роли – Тимур Бадалбейли из Театра на Таганке) отдали в «Панораму». Кстати в последнем случае отборщикам не помешало то, что картина не новая, снята в прошлом году и уже засветилась на национальном кинофестивале в Баку.А уж говорить о таком запредельном опыте, как «Москва, прайд-06» режиссера Иванова, просто не в мочь. Режиссер перед показом сравнил свое произведение во славу сексуальных меньшинств с классической музыкой. Увы, его обманули, это какофония – практически не смонтированный, плохо снятый видеоматериал. Разгон хилой гей-демонстрации перемежается заунывными англо-бдениями гей-общественности на конференции в каком-то дорогом отеле. Марш под гитару в исполнении некой скандинавской борчихи за гейско-лесбиянское братство должен, видимо, поднимать дух борцов идеи ануса. Снятый явно на западные деньги, с холопской оглядкой на спонсоров, – этот стон у них фильмом зовется? Словом, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг Берлинале Паласт – дурно делается.Это при обилии ярких работ в нашем документальном кино… Может, и правы некоторые мои коллеги, считающие, что это большая честь – НЕ УЧАСТВОВАТЬ в Берлинале? Как знать…Впрочем, слабый отсвет России проявился еще в нескольких сюжетах. Это документальная лента «Miss GULAG» Марии Яцкой, уехавшей в пятилетнем возрасте с родителями в США, а затем вернувшейся в Россию, чтобы снять кино о конкурсе красоты в одной из сибирских тюрем. О нем она узнала из Интернета.Мария говорит по-русски и признается что она, еврейка, никогда себя не чувствовала русской в Москве. А вот в сибирской деревне – вдруг прошибло. «Я еще никогда не испытывала большей связи с местом на земле», – говорит девушка, снявшая фильм хотя и явно конъюнктурный, но трогательный.Еще одна вариация на советскую тему – венгерский фильм Кристины Года «Дети славы» о встрече советской и венгерской сборных по водному поло на Олимпийских играх 1956 года. История о том, как красивая игра может превратиться с подачи политиков в безжалостное мочилово…Наконец, голландская документальная картина «The Stalin that was plaud bei me» – ее герой, Евгений Джугашвили, старается во всем походить на своего знаменитого деда… Но все это, как вы понимаете, наскребано по сусекам.Достойно здесь давно не звучала ни одна российская картина. Мог бы «Живой» – а продюсеры поторопились и отдали его в прошлом году на другой немецкий фестиваль. Теперь Сергею Члиянцу осталось только представлять картину на кинорынке и кусать себе локти…А раз нет наших лент – значит, и родных звезд практически не встретишь на Потсдамер Платц. Чего не скажешь о западных. Причем самой мощной яркости.В этом году Кесслик сумел устроить в Берлине звездопад – Клинт Иствуд, де Ниро, Мэтт Дэймон, Шарон Стоун, Карл Лагерфельд (фильм о нем показал Родольфо Маркони), Дженнифер Лопес… Последняя, кстати, в отличие от своей героини-журналистки («Пограничный город») щеголяла не в рубашке и потертых джинсах, а в бриллиантах и роскошной соболиной шубе.А у ее партнера по фильму, Антонио Бандераса, в Берлине случился двойной триумф. В «Пограничном городе» он сыграл нашего коллегу, редактора провинциальной газеты, расследующего загадочные исчезновения фабричных девушек. Это раз.Во-вторых, представил собственный полнометражный фильм «Летний дождь». Его герой, юный Мигелито, учится любить, верить и разбираться в людях…Картина оказалась на редкость обаятельной – как и ее автор. Поэтому ФИПРЕССИ отметило его работу специальным дипломом.На этом вечере растроганный Бандерас признался, что ему очень важно, чтобы его фильм посмотрело больше зрителей:– Фильм затрагивает процесс, который мы все проходим от подросткового возраста до зрелости, – сказал режиссер. – Моя мечта была меньше, чем стала моя жизнь. Я просто хотел стать театральным актером, вовсе не звездой. К счастью, я не потерял еще тот драйв, который заставил меня когда-то покинуть Малагу. Я точно помню момент, когда понял, что могу кем-то стать, и, что бы ни случилось, я вернусь в Малагу другим человеком.Добавим – вернуться г-н Бандерас может также и в Москву.Поздравив звезду с признанием мировой критической общественности, корреспондент «ВМ» попросил автограф для читателей газеты. Демократичный Бандерас (голубые джинсы, белая рубашка, черный пиджак и волосы в хвостик) по-дружески приобняв меня (да! честное пионерское!), радостно вскричал: «Москва! Я там никогда не был. А жаль!» Затем долго и с удовольствием выводил под прицелом телекамер на бумаге: .Воспользовавшись лирическим моментом, ваша покорная слуга пригласила его в гости в Москву. Антонио пришел в полный восторг и тут же согласился. Видимо, только мысль о ревнивой супруге удержала его от скрепления договора дружеским поцелуем…Эх, Мелани, нельзя же быть такой единоличницей…