Эстеты в касках

Развлечения

«Проект такого рода для российской культуры инновационен, – сказал на пресс-конференции, посвященной открытию биеннале, Михаил Швыдкой. – И все же он необходим, потому что расширяет наши представления о мировом современном искусстве ХХI века».Только в основной программе участвуют более ста работ художников из 30 стран мира. Список посольств в Москве, оказывающих поддержку этому смотру современного искусства, занимает почти половину печатного листа.Помещения для биеннале предоставили многие клубы, кинотеатры, выставочные залы Москвы. Например, Третьяковская галерея, ЦДХ, Московский музей современного искусства, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Новый Манеж. Но главная интрига – площадка для основной программы. Два года назад ей был Музей Ленина, но сейчас он на ремонте. А потому 5 экспозиций «прописали» в новой части ЦУМа и в трех этажах башни «Федерация». Оба этих места на карте Москвы объединяет то, что в эксплуатацию они еще не сданы. То есть романтика в виде неотделанных стен, а то и вовсе строительной площадки обеспечена.Тема основной программы нынешнего года звучит суховато: «Примечания: геополитика, рынки, амнезия». Хорошо, что содержание ее пяти экспозиций на поверку гораздо интереснее, чем это суховатое название.Проход к экспозиции на 4-м этаже ЦУМа ведет мимо шикарных буржуазных витрин. Минуешь все это великолепие и оказываешься в темном пространстве со светящимися экранами, на которых демонстрируется американский видеоарт (кураторы Даниэль Бирнбаум, Гуннар Кваран, Ханс Ульрих Обрист).Пол в этом помещении неровный, стены сумрачно-недоделанные. Контраст с предыдущими светлыми торговыми залами налицо, противопоставление гламур-антигламур бросается в глаза.Да еще содержание видео… с сумасшедшинкой. Один из экранов транслирует, как на сковородке (с маслом!) поджариваются книга и фотоаппарат. Емкий символ. Какая-то женщина в одном из вагонов метро прыгает через сиденья и кувыркается по грязному полу в проходе. Пассажиры не обращают на нее внимания: Америка – страна продвинутая, к современному искусству привыкшая.Вторая часть основной экспозиции располагается в башне «Федерация» по адресу: 1-й Красногвардейский проезд, 15. Собственно, ее территория огорожена забором, и там еще вовсю идет строительство. Чтобы пройти от ворот до лифтов, посетителям выдают каски. И добираются на 19-й этаж здесь не внутри здания, а на внешнем (хорошо хоть, закрытом и застекленном) подъемнике. Очень в духе современного искусства с его приверженностью ко всякого рода аттракционам.Панорамы на город с выставки открываются шикарные. Кстати, на их фоне очень выигрышно смотрятся многие инсталляции.В башне «Федерация» – четыре довольно обширные экспозиции основного проекта (их кураторы – Иосиф Бакштейн, Яра Бубнова, Николя Буррио, Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи). И одна – специального (куратор – Марина Гончаренко).В основном проекте вперемежку – фотографии, видеоарт, живопись, инсталляции, огромные лайтбоксы. Все эти работы – род примечаний, своеобразные заметки на полях – о недавнем прошлом и настоящем в истории и в собственной жизни художников. Здесь есть очень красивые вещи. Например, фотографии Аны Мендьеты с Кубы. На них запечатлен силуэт художницы – его отпечаток она оставляла и умело конструировала среди живописнейших пейзажей. Лаконичен и загадочен «скульптурно-канцелярский объект» Михаила Косолапова «Лапуту» из скрепок, железобетона и рыболовной лески.Душевен проект Ольги Чернышевой «Дежурные» – с изображениями дядюшек и тетушек из метрополитена. Идея не слишком оригинальна, но хороший психологический портрет всегда привлекателен.Словом, приятные переживания от искусства (да и, что скрывать, от экстрима) в башне «Федерация» гарантированы. Хотя, положа руку на сердце, здесь не так уж и мало работ, которые позволяют равнодушно пройти мимо.

amp-next-page separator