Таежный роман
[b]Фестивальная жизнь спрессовывает события так плотно, что всего несколько совместно прожитых с людьми и фильмами дней потом вспоминаются целый год – словно прочитана толстенная увлекательная книга. На V Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» сложился целый таежный роман.Мороз и солнце[/b]Ханты-Мансийск в этом году показал фестивальному народу, что такое настоящая красивая зима. Снег изумительно белый, сухой и хрустящий, солнце ослепительно-яркое, температура минус 30 переносится легко. Празднично освещенный вечерами город выглядит просто роскошно, не верится, что это центр таежного края.Мороз и солнце бодрили всех, но только некоторые смельчаки отваживались купаться в бассейне под открытым небом. Так, художник Сергей Цигаль, плавал каждый день с покрытой инеем головой.В натуральную тайгу участников «Духа огня» возили на охоту для экзотики и знакомства с местными кулинарными изысками – ухой из муксуна, строганиной и куропатками под водочку да наливочку. Завсегдатай охоты Александр Абдулов смотрелся настоящим хозяином тайги. Гостей принимал на славу и уставал так, что однажды чуть не проспал собственную премьеру – фильм Станислава Говорухина «Артистка», где он сыграл комедийную роль театрального электрика Босякова.Говорухин тут же вспомнил, как когда-то, во время съемок «10 негритят» Абдулов всех торопил поскорее закончить, потому как спешил в Голландию на другие съемки. А в результате сам не проснулся вовремя – так что один знаменитый артист спросил о нем: «Ну и где этот едрючий голландец?»20-летие «Ассы» и рождение «Ассы-2» стало центральным событием юбилейного «Духа огня». На сцене открыли памятник Виктору Цою, которому пока не находится места на московских улицах – в виде байкера на мотоцикле и в черных очках. Приехали постаревшие, но уцелевшие рокеры – кроме Б. Г., которому врачи запретили год летать на самолетах. Вместе с ними появился повзрослевший Мальчик-Бананан, он же Сергей Бугаев по прозвищу Африка. Вышел в той же шинели, что была когда-то на нем в «Ассе» Александр Баширов (вот кто ничуть не изменился!), и появилась звезда первой и второй «Ассы» неизменно юная Татьяна Друбич.Говорухин признался, что прожил с этим фильмом лучшие свои актерские дни. А затем мы увидели несколько сцен из нового фильма Сергея Соловьева, где, кроме Друбич, снялись Сергей Шнуров, Юрий Башмет и Екатерина Волкова. В сюжете разобраться пока сложно, но даже поотрывкам видно, что Соловьев по-прежнему владеет секретом атмосферного, магического кино.На фестиваль дебютов приехали с новыми проектами мэтры: Михаил Шемякин привез кукол и 20 минут нового фильма «Гофманиада». Виталий Мельников представил почти уже готовый фильм «Агитбригада «Бей врага!» по мотивам своей автобиографической книги с Виктором Сухоруковым в главной роли.Что касается самих дебютов, то их на фестивале было 23. Десять в международном конкурсе и тринадцать в Панораме российского кино. Панорама показала, что у нас режиссеры все больше пекутся о коммерческом кино, стараются просчитать массовый успех. Международное жюри выбирало лучших среди тех, кому важен авторский кинематограф. Молодые авторы снимают о разном: о кочевниках и шаманах, о стариках в доме для престарелых, о заброшенных полустанках и городских наркоманах, о бразильских рыбаках и трагедийных страстях на фоне донских степей, о взаимоотношениях молодой матери и взрослой дочери, о сентиментальном агенте «штази», который почти полюбил того, за кем шпионил. Этот фильм называется «Жизнь других». Режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк как раз в эти фестивальные дни получил за него «Оскар» в Лос-Анджелесе. У фестиваля в Ханты-Мансийске пусть негромкая, но своя мелодия, а потому призы здесь достались совсем другим фильмам.Музыкальный элемент Кстати, о музыке. Ждали Шнура, но поскольку из его экстремальных песен слова не выкинешь, заявленный концерт организаторы отменили. Зато приехал почти что классик современной музыки – француз Эрик Серра, сочинитель выдающихся саундтрэков к фильмам Люка Бессона «Голубая бездна», «Леон», «Пятый элемент».Концерт удался на славу, опять же музыка у Эрика Серра хоть и экспрессивная, но зато инструментальная, без слов – никому не обидно. Музыкант и историк отечественной рок-музыки Александр Липницкий показал свой документальный фильм о гениальном Александре Башлачеве. Гоша Куценко выступил вместе с группой «Анатомия души». Голос у него негромкий, дикция загадочная, так что слова не так уж и важны, но главное публика всегда рада бритоголовому секс-символу. Музыкальной – и не только– звездой фестиваля стала красавица Екатерина Волкова. Она сочиняет и поет так солнечно, обаятельно и артистично, что даже парочку хитов из репертуара того же Шнура (с присущей ему лексикой) ей простили и аплодировали больше всех.Кстати, эта дама сразила наповал замкнутого и неконтактного председателя жюри Леоcа Каракса. Он ходил за ней по пятам, любовался тем, как она смеется, разговаривает, поет, не понимая при этом ни слова.Для своего нового фильма сумрачный Леос ищет новую актрису – может быть, ею и станет наша Волкова. На прощание француз просил Катю учить язык. Она обещала. Хотя сейчас готовится к съемкам в русской картине. Александр Зельдович начинает работу над новым сценарием Владимира Сорокина «Мишень», там ее партнерами будут Максим Суханов и Владимир Вдовиченков.Дома Катю ждали трехмесячный сын Богдан и беспокойный муж Эдуард Лимонов. У Каракса жена – русская актриса Екатерина Голубева – и двухлетняя дочь были под боком, но с отъездом Кати Волковой он окончательно помрачнел и улыбался, только играя со своим ребенком. Что поделаешь – фестивали заканчиваются, жизнь продолжается.Главные призы достались трем дебютантам. «Золотую тайгу» и 15 тысяч долларов жюри присудило режиссеру из Осетии Аслану Галазову за драму «Ласточки прилетели». Это сдержанно-строгое кино о больной проблеме – наркомании. Как говорит о своем коллеге по конкурсу призер «Серебряной тайги» режиссер Кирилл Михановский: «С такой темой можно было пойти либо в сторону попсы, либо чернухи, сделать что-то скучное и назидательное, а получилась простая, сильная и благородная работа».Сам Кирилл Михановский пять лет назад, на первом «Духе огня», получил приз за короткометражку. Ему 32, родился в Москве, в 16 стал эмигрантом, режиссуре учился в Америке у русского же режиссера Бориса Фрумина. Полнометражный дебют «Сны о рыбе» снял в Бразилии, участвовал с этим фильмом в «Неделе критики» Каннского кинофестиваля. Первую серьезную награду получил в Ханты-Мансийске и считает этот город одним из лучших на земле.Третий призер – казах Жанабек Жетиуров на свой режиссерский дебют «Записки путевого обходчика» умудрился потратить всего лишь 30 тысяч долларов. Снимал на китайскую фотопленку, добился удивительно красивого тонированного изображения, а главное – трогательности, искренности и чистоты простого рассказа о простых людях.В Панораме российских фильмов оценивали актерские работы. Лучшим актером назвали Андрея Анкудинова, который в фильме «Просто повезло» был сразу всем – и режиссером, и продюсером, и исполнителем главной роли. Лучшей актрисой стала дебютантка Екатерина Вилкова из романтического триллера режиссера-дебютанта Ильи Шиловского «Нас не догонишь». Лучшего кинооператора искали во всех дебютных лентах. Им оказался Максим Трапо, снявший военную драму «Franz + Polina». Он и получил приз Гильдии кинооператоров имени Павла Лебешева.Вслед за Караксом на закрытии свою почетную награду – «Золотую тайгу» за вклад в мировой кинематограф получил член жюри артист Даниэль Ольбрыхский. В честь него звучал «Полонез Огинского» и пан Даниэль под руку с французской актрисой Бюль Ожье (больше ста ролей в фильмах лучших европейских режиссеров) прошелся в коронном польском танце на церемонии закрытия «Духа огня».