Я не бабник, а шулер
[b]В наше время, когда ловкость ума и рук решают многое, казалось бы, легче всего живется тем, у кого эта самая ловкость – специфика профессии. Соответственно, мы тут невзначай предположили, что известный маг Амаяк Акопян дни и ночи проводит в казино, обыгрывая всех и вся…– Это не совсем так. В наши казино не хожу принципиально, а в американские мне путь заказан – я у них в «черном списке». В 1986 году я участвовал в международной программе в развлекательном комплексе-казино «Олимпия» в Лас-Вегасе. Как-то после представления я вышел в игровой зал казино. Там люди попросили меня что-то показать, ну я и показал им трюк с картами под названием «Три листа»: бросаю три карты – двух королей и даму пик рубашкой верх и за 5 долларов (с каждого зрителя) предлагаю угадать, где дама. В случае выигрыша вручал им 20 долларов. Вначале я им всем давал поугадывать, или «разогревал лоха» на криминальном жаргоне.Американцы, любители заработать на халяву, скопом ринулись «угадывать». В конечном счете у меня в кармане оказалось около семи тысяч долларов. В результате ко мне подошли охранники и проводили до дверей их директора, который любезно попросил меня покинуть это помещение в частности и Лас-Вегас вообще.Что касается московских игровых заведений, я хоть и азартен по натуре, но мне не доставляет удовольствия там бывать. Конечно, для меня это неплохой способ заработка – я могу обыграть любое казино. Но я видел, кто туда ходит – наши депутаты и просто богатые люди, которые просаживают там по 200 тысяч долларов за раз, а еще более состоятельные люди проигрывают по полмиллиона долларов в один присест. Такая компания, честно говоря, меня не вдохновляет.– Есть анекдот, как маленький Нострадамус прибегает на кухню: «Мама, а что у нас сегодня на обед будет?» Та отвечает: «А то ты не знаешь?!» Ну а если серьезно, так уж вышло, что гены отца () перешли мне. Как я говорю: «Сапер от лопатки недалеко падает». И с самого раннего детства я уже выступал с папой. Сейчас я заканчиваю книгу об отце. Как-то в присутствии иностранцев Никита Хрущев изрек о нем: «Я хочу выпить за здоровье жулика международного масштаба!» Отец объездил множество стран, он, например, совершил переворот в сознании арабского мира. Аллах послал нам божественное существо, которое творит чудеса, считали они. В 1966 году ему предлагали остаться в Арабских Эмиратах: «Здесь вы будете миллионером», а он – в ответ: «У меня там семья, жена». А они: «У вас здесь будет столько красавиц!» Книга будет и о тех людях, которые его уничтожали как личность.– Наш жанр находится в упадке. Вы придете в любой ресторан, и там в варьете есть номер с фокусником. Не артистом. Как проверить его мастерство? Если он сможет без реквизита что-то показать, значит, он артист. Помнится, в 1981 году в Колумбии, у меня по дороге в Мексику украли чемодан с реквизитом. Я был с большой делегацией; подозреваю, что это сделали мои коллеги, которые ходили по пятам и умоляли раскрыть секреты моих номеров. Я горько рыдал в гостинице. И наш руководитель из ЦК комсомола запаниковал: «Что делать, твои выступления нельзя отменить!» Я же представлял интересы Советского Союза! И тут Амаяк Акопян, недолго думая, идет в магазин и покупает веревку, шарики, бумагу, клей, ленты, карты и за ночь готовит себе нужный реквизит, с которым и гастролирует целый месяц. К счастью, от отца я унаследовал пластику, талант, а главное – безупречный стиль. Даже когда выходил на сцену не во фраке и цилиндре (их у меня тоже тогда украли вместе с реквизитом), а выступал в джинсах и красивой рубашке, которую там же и купил.– У нас иллюзион сейчас не в чести, а на Западе ломятся на того же Дэвида Копперфилда.[/b]– Кто-то у нас может заплатить западному артисту три миллиона баксов за одну вечеринку. Но я бы за эти деньги смог сделать намного больше! Какой ажиотаж вызвал приезд к нам этого Копперфилда несколько лет назад! А ведь все трюки, которые Копперфилд показывал по ТВ, – это профанация: внезапное его испарение или исчезновение статуи Свободы, к примеру. Все делается с помощью телемонтажа. На сцене же он показывает классические трюки, те, что делали иллюзионисты в прошлом веке: распиливание, сон в воздухе (его еще папа показывал во время войны). А все потому, что в этого Дэвида были вложены колоссальные деньги. А его женитьба на Клаудии Шиффер! Это известная схема прокрутки. Берут человека с улицы, – хорошо, если он еще умеет что-либо делать…– Поймите же, то, что мы видим на экране, – это ложь! Телевизионный эффект. Почему мы не говорим, что в «Гарри Потере» чудеса? Ведь те же эффекты! А Бабаяга в исполнении Георгия Миляра, который ловко летает в ступе! Мы же не говорим, что Миляр – уникальное существо, что он способен летать! Я могу выйти на сцену с чемоданчиком, открыть его, и оттуда «выскочит» карусель: она будет крутиться с 20 людьми, а потом все это внезапно исчезнет в волшебном сундуке – это будет телетрюк. Мы за чистую монету это продадим. Раньше я много консультировал в кино. Например, в сериале «Мамука». Вера Алентова там играет астролога.К ней приходит герой, она его охмуряети показывает чудеса: огонь зажигается в одной руке, затем переходит в другую, она подходит к шару и говорит, что ждет того в ближайшее время, при этом раздается гром и сверкает молния. А прозрачный шар поднимается и замирает между рук. Я придумал уникальный трюк, который она блистательно показала.– Было бы не так интересно, поскольку меня уже привыкли воспринимать в таком амплуа. Я там играл кавказца, который владеет Багратионовским вещевым рынком.– По-вашему, наш иллюзион круче западного?[/b]– У нас дома сохранился журнал «Гений» 1961 года, на обложке которого – Арутюн Акопян со своим коллегой американцем Джоном Бутсом. Последний пел ему дифирамбы. Отца называли гениальным сами коллеги. Они были иллюзионисты, а отец – манипулятор. Он один из первых отказался от крупной аппаратуры и показывал престидижитацию (работал одними руками). Как он любил говорить: «Вот мои две голые руки и масса сюрпризов для любимого зрителя». В 1956 году папа приезжает в Париж, выходит на престижную сцену в «Лидо», его спрашивают, где ваш реквизит, дайте, мы поставим на сцену, а он в ответ: «Спасибо, ничего не надо, все при мне». Те остались за сценой, чтобы посмотреть, как же он выкрутится.Он спокойно вышел, снял цилиндр. В руках неожиданно появлялась трость, которая сама летала вокруг исполнителя (с помощью тонкой нити), потом она по команде замирала и вставала как вкопанная на сцене. В заключение цилиндр надевался на трость. Зал стоя рукоплескал.Впоследствии этот трюк был спокойно украден коллегами отца. Люди хотят узнать секрет, подкупают ассистентов, работников сцены, которые за копейки продадут и реквизит, и секреты трюков. Тогда об авторских правах и не заикались. Но даже если, допустим, и запатентуешь какой-либо трюк, может выйти казус: «Знаете, тут до вас выступал один фокусник, он делал то же самое». Но все дело в том, как именно! Вот, ребята, колода карт, попробуйте виртуозно манипулировать ими, как это делал мой покойный отец. Он одной рукой держал две колоды карт! И не утратил этого мастерства в 75 лет.– Я, скажем, могу импровизировать как угодно, могу показать колоссальное количество фокусов, в том числе с игральными картами (в моей коллекции, кстати, почти тысяча колод). А в основе номера смешанной магии – иллюзионный аппарат: сон в воздухе, распиливание женщины, исчезновение ассистентки в ящике…– Ящик состоит из двух отсеков: в первом женщина в позе лягушки. А во втором – бутафорские ноги, которые приводятся в движение. Поэтому надо найти пластичную артистку. Еще один номер. Представьте, ассистентку протыкают шпагами: а она в этот момент сидит в ящике (внутри него подсветка) и сама направляет шпагу, то есть сама выводит и вставляет в отверстие противоположной стенки острие шпаги, а внешне создается иллюзия протыкания.– Масса легенд ходит вокруг американца Гарри Гудини…[/b]– Гарри Гудини, прозванный «королем цепей», прославился в Америке в начале ХХ века. Венгр по происхождению, он демонстрировал в основном иллюзионные трюки (с аппаратурой и без). Но особой сенсации они не вызвали, и он решил вместе с группой своих единомышленников демонстрировать на публике номера вживую, то есть вместе с ней – так называемый интерактив. Один из известных его трюков – «Освобождение от кандалов и цепей».Как и вокруг Копперфилда сейчас, так и вокруг Гудини тогда было много эпатажа. Но все было сфабриковано, все делали статисты и ассистенты, выступавшие в роли зрителей, которые в нужный момент помогали ему в исполнении трюков.Примечателен его трюк с закапыванием в могилу. Он первый придумал этот страшный трюк. На кладбище стекались народ, пресса – в результате из уст в уста передавались эти байки. Жуткие, как в триллерах. Итак, заранее выкапывали огромную могилу. Во время демонстрации трюка на Гудини надевали цепи и кандалы, давали возможность ему лечь в гроб, который забивали гвоздями, и затем канатами опускали в могилу и засыпали землей. Иллюзионист находился там несколько суток. Олухов и ротозеев всегда было много. Они в результате удостоверялись в том, что в течение недели их покорный слуга находится без воды и пищи.Спустя несколько дней прилюдно выкапывали гроб из могилы и все видели там зелено-синего артиста – но все же живого! Такой же трюк – «Клаустрофобический триллер» – я готовил на Цейлоне. «Ребята, это же старый трюк», – неустанно повторял я. Все дело в том, что был тоннель, откидывалась одна из стенок гроба, и была возможность перейти через трубу в специальный проход, который вел в землянку: а там подавался кислород, чай, кофе. Землянка представляла собой домик для служащих кладбища, и мы им воспользовались: там сидели гримеры, не неделю, конечно, дня три-четыре.– Этот трюк и принес ему огромный успех. Его заковывали в цепи и кандалы и сбрасывали с пирса в воду, откуда спустя какое-то время он выплывал, потрясая кандалами в руках. Как он это делал? Конечно же, публике преподносили легенду о Гудини: якобы он великий спортсмен, знает прекрасно анатомию, в частности, способен смещать суставы. Все было гораздо проще: существовали тривиальные отмычки и дублирующие ключи, которые находились в плавках, или дополнительные специальные булавки. Как правило, ему перед сбросом в водоем (якобы в жаркий день) давали напиться: преподносили непрозрачный стакан, в котором была какаято жидкость, он выпивал, и в рот попадала эта отмычка. Если одной отмычки было недостаточно, вторую отмычку ему незаметно ассистент вкладывал в руки.– Слышала, вы сами пробовали исполнять этот трюк.[/b]– Было дело. Однажды, будучи студентом последнего курса, я попытался повторить такого рода трюк в Ялте, где отдыхали родители. И одна ассистентка приревновала меня к другой ассистентке и чуть было не утопила. Итак, я раздевался до плавок, меня можно было пощупать, осмотреть. Надевали на меня смирительную рубашку и подвешивали к высокой мачте на пирсе (один из популярных трюков Гудини), и я спустя две минуты освобождался от смирительной рубашки и далее демонстрировал трюк с цепями. Меня заковывали в цепи и кандалы, сажали в холщовый мешок, и я должен был освободиться от всего этого. Там использовалась отмычка, которую мне передавала ассистентка в прощальном поцелуе. Но однажды (первые два дня трюк проходил успешно, но на третий моя ассистентка меня подвела) случилось непредвиденное – отмычка не перешла из уст в уста, чуть было не похоронив тайны Гудини Акопяна и женского коварства на дне безутешного Черного моря. Сначала я было запаниковал, но – о, мистика! – перед тем, как бросить меня в море (меня еще не до конца заковали, были только скованы ноги, а кисти рук свободны), я заметил, как на пирсе появилась женщина с маленькой девочкой, у которой в руках совочек и ведерко. Девочка мило улыбается и говорит: «Дядя-дядя, вас сейчас сбросят!» А я смотрю, у нее в панамке английская булавка. Тут я обнял ее, погладил по головке и незаметно извлек булавку. И таким образом выбрался – благодаря этому волшебному ангелу-хранителю в лице девочки… Вообще это страшная вещь, когда женщина ревнует.– Меня мучили подозрения в отношении моей предпоследней жены, балерины, которая часто уезжала на гастроли. Бывало, звоню ей в гостиницу в час ночи, а ее нет, понимаете ли, у них банкет после представления! В результате мы, конечно, расстались.– Замечу, в конечном счете, в этой жизни все решает взмах женских ресниц, от которого порой мужчина способен потерять голову. Чем, кстати, многие представительницы слабого пола весьма успешно пользуются. Меня как восхищали, так и продолжают восхищать женщины, даже если они от меня уходят. Если с женами я расставался скандально, так, что они несправедливо считали меня предателем и демоном, то с возлюбленными дамами было иначе: с ними я расставался по-джентльменски.– Как-то в разговоре с одной леди я обронил: «Если бы вы знали, скольких дам я держал в этих руках!» На что она восклицает: «Так вы бабник!» – «Нет, дорогая, шулер!» Если серьезно, я джентльмен до мозга костей, до отпечатков пальцев. Я всегда хорошего мнения обо всех женщинах, которые меня окружают. Это ведь неважно, сколько в жизни было женщин. Важно, сколько жизни было в женщинах!Эта история произошла в Батуми, я давал сеанс гипноза. Так называемый гипноз заключался в том, что я в роли гипнотизера должен был общаться с кем-нибудь из публики и «загипнотизировать» его: надеть ящик на голову, которая затем должна была вращаться вокруг своей оси. И вот я нашел одного человека в кепке. И уже на сцене со словами: «Сейчас я вас загипнотизирую, и вы забудете обо всем на свете, слышите, обо всем», надеваю ящик на голову, как вдруг из зала выскакивает другой человек (тоже в кепке, это национальный атрибут) и обращается ко мне: «Подождите, товарищ Акопян, подождите, пусть сначала он мне долг в 500 баксов вернет!»[i]Нетрудно догадаться, что со мной в карты лучше не играть. В свое время я слыл настоящим шулером. Сейчас, правда, бросил это дело. Тем не менее один мой знакомый однажды рискнул сыграть со мной в покер и проиграл за вечер тысячу долларов. Но потом со слезами величиной с куриное яйцо говорит: «Амаяк, родной, умоляю, пойми, жена узнает – голову оторвет, пожалуйста, верни мне деньги, иначе прощай, моя молодость и несостоявшаяся старость!»Я поворчал немного, но сжалился над беднягой и вернул деньги. И тот, уже забирая их, произносит следующее: «Амаяк, душка моя, а дай мне, пожалуйста, еще 300 баксов, чтобы жена подумала, что я их выиграл у тебя».[/i]