Кого поменяли на переправе?
Первым звонком прозвучала отставка программного директора Кирилла Разлогова, известного критика и киноведа. Ждали продолжения – кинообщественность все больше убеждалась в том, что между президентом Никитой Михалковым и директором смотра главой «Интерфеста» Ренатом Давлетьяровым пропасть все увеличивалась… Но резких шагов осторожный президент не предпринимал.И вот – сенсация! Оказалось, что все это время лев готовился к прыжку. За три месяца до старта самого главного кинофестиваля страны объявлено, что в этом году очередной, 29-й Московский международный кинофестиваль будет делать совершенно новая команда. Новая, но отнюдь не посторонняя для Михалкова...Напомним, что прежде в течение 17 лет всю черновую организационную работу (растаможка фильмов, организация протокольных мероприятий, просмотров, жилья, питания, транспорта) выполнял «Интерфест» во главе с Ренатом Давлетьяровым, когда-то очень дружным с Никитой Михалковым.Первый – гендиректор фестиваля, второй – его президент. Сначала – не разлей вода. Потом чего-то не поделили. Черная кошка между соратниками особенно активно бегала в прошлом году. Кинообщественность, затаив дыхание, ждала тогда отлучения бизнесмена от тела и дела художника. Но час пробил лишь нынче – причем за несколько месяцев до старта.Незаменимых нет – Михалков, как всегда, элегантно решил проблему смены поколений. Как говорится, ничего личного – бизнес. Который, добавим, должен остаться в клане Никиты Сергеевича. Кстати, в этом тендере (прямо скажем, весьма условном) сражалось только два участника – «Интерфест» и «Медиафест».Тем интереснее было читать письмо из «Интерфеста», полученное рядом московских изданий, в котором говорилось, что Давлетьяров сам отказывается от этой почетной миссии, сосредоточившись на продюсерской работе. Мол, не нам указали на дверь, а мы сами гордо удалились. Впрочем, действительно, Давлетьяров и Александр Котелевский из Российского фонда культуры, которого когда-то называли его преемником, в одном тандеме теперь активно выпускают отвязные молодежные комедии, приносящие неплохой доход. Последний их продукт – «Любовь-морковь», собравшая в прокате более 10 млн долларов. В работе сейчас еще несколько проектов. А еще «Интерфест» занят проведением фестивалей российского кино в Нью-Йорке, Париже и Берлине. Тоже неплохой бизнес.Но почему все-таки в тендере победил «Медиафест»? А потому что предложил более выгодные условия: его смета фестиваля – 128 млн рублей (господдержка – 90 млн). «Интерфест» заявил более дорогой вариант – 130 млн рублей.И ФАКК решил сэкономить.Так что впервые теперь 21 июня рядом с Михалковым на лестнице кинотеатра «Пушкинский» будет стоять не коварный восточный человек Давлетьяров, а простая русская женщина Наталья Семина, по совместительству гендиректор Издательского дома «Сибирский цирюльник» и компании «Парагон», а ныне – гендиректор «Медиафеста».Трудно сказать, как справится с задачей поднятия безнадежно упавшего авторитета ММКФ новая команда. Пока здесь смотрят на будущее оптимистично.Желающих поработать достаточно. На подмогу новичкам брошены опытные кадры – вроде гендиректора «ТРИТЭ», известного продюсера Леонида Верещагина, который консультирует оргкомитет.Еще одна неожиданная фигура на фестивальном горизонте – киновед и продюсер, глава международного департамента киноинститута Финляндии авторитетная Кирси Тюккюлайнен, в прошлом советник по культуре посольства Финляндии в России, известная своими хлебосольными приемами в Каннах. Ей предложено художественное руководство. Финка, прекрасно знающая русский язык, правда, после долгих колебаний решила-таки ввязаться в эту авантюру.И тем временем мудрый Михалков позвал ей на помощь матерых «отборщиков». Правда, в их число не вошел отлученный год назад Кирилл Разлогов. Зато остальные – просто бригада МЧС: Андрей Плахов, Петр Шепотинник, Евгения Тирдатова, Владимир Дмитриев. Другой вопрос, смогут ли даже эти блестящие профессионалы за три месяца слепить фестиваль класса «А» «из того, что было». Ведь все более-менее заметные работы уже разобраны главными смотрами. Тем не менее в загашниках отборщиков что-то уже есть. Они пришли не с пустыми руками.Прогнозы? С появлением Тюккюлайнен в качестве программного директора можно ждать усиления скандинавского акцента в конкурсной программе…В составе жюри – появления классиков северного европейского кино – вроде Аки Каурисмяки. А в «общем меню» – усиление акцента на артхаусное европейское кино. А значит, рядовому киноману будет намного интереснее в фестивальных залах.