Патриота встречают по одежке

Общество

[b]В России, как известно, всегда «по одежке встречали». Но всякие «чересчур» никогда не приветствовались. Уже в царствование императрицы Елизаветы стремление модников было ограничено законодательно. Чтобы не затмевать сияние первых лиц государства, мелким чиновникам разрешалось покупать ткань для одежды не дороже двух рублей за аршин, а чиновники высших классов могли шить наряды из четырехрублевого шелка.Ботинки – только коммунистам[/b]Следствием Отечественной войны 1812 года стало то, что французскую моду в России объявили непатриотичной, а Александр I в приказном порядке сделал русский сарафан и кокошник официальным придворным платьем. Правда, все эти наряды полагалось расшивать золотом и украшать драгоценными камнями.Существенным образом повлияла на моду и Первая мировая война. Женская и мужская одежда стала более строгой и демократичной, а в чем-то – даже «полувоенной». А потом прогремела революция; сначала одна, а потом и другая…К началу 1918 года одежда в Советской России приобрела четкий политический смысл. Кожаные куртки и фуражки – только для комиссаров и видных большевиков. Для лояльных к советской власти рабочих – кепки и сапоги. Для крестьян – лапти и косоворотки. Каждый, кто рискнул показаться на улице в приличном костюме, смотрелся крайне подозрительно. А за появление в офицерской шинели и в ЧК загрести могли. Тем не менее в том же году были организованы особые склады конфискованных вещей, где те, кому это «полагалось», могли получить любую одежду. А полагалось, как водится, не всем, и современники жаловались, что «ботинки нынче выдают только коммунистам и чекистам».С наступлением НЭПа на улицах вновь стали появляться дамы в шикарных платьях и шляпках с перьями. Пролетариат же по большей части донашивал одежду, оставшуюся от «проклятого прошлого», но в «светлое будущее» продолжал верить. Рабочие завода «Красный пролетарий» писали товарищу Троцкому: В конце концов даже твердокаменные большевики осознали, что до наступления мировой революции в лохмотьях народ не продержать. В 1922 году в Москве на Петровке открылось первое советское ателье мод, замаскированное под название «Центр по становлению нового советского костюма». Представленные в нем модели решительным образом отличались от клоунской «одежды будущего», предлагаемой ошалевшим согражданам футуристами.«Советский костюм», представленный на Петровке, был аскетичен и сер, но все же походил на нормальную одежду. Москвичей же больше всего поразила витрина ателье, где за стеклом неподвижно застыли женщины в настоящих платьях. Зеваки горячо спорили, живые они или нет. Собралась огромная толпа, перекрывшая движение по улице. И через какое-то время первый в послереволюционной Москве показ мод закончился тем, что милиционер попросту приказал закрыть витрину. От греха подальше.В 1930-е ателье в СССР стали появляться во всех крупных городах. Первоочередным правом пошива в них пользовались руководящие партийные и советские работники и стахановцы. Однако производственной одежде, именуемой в те годы прозодеждой, власти уделяли куда большее внимание, чем повседневной и праздничной.Оно и понятно: советский человек обязан был прежде всего трудиться, а не отдыхать. Именно при конструировании такой одежды фантазии модельеров били через край. Здесь допускались «идеологические украшения» в виде молота на спецовке рабочего и серпа на рубахе крестьянина.На рубеже 1920–1930-х годов «руководящие кадры» начали облачаться в «сталинки», представляющие собой нечто среднее между гимнастеркой и френчем. Значительность начальника подчеркивали лишь качество материала и пошива; сам же фасон оставался неизменным.Свой след в советской моде оставили и считавшиеся «социально близкими пролетариату» уголовники. На протяжении 1920–1950-х годов многие молодые люди с гордостью носили приблатненный «прикид»: брюки, заправленные в сапоги-гармошки с отворотами, небрежно наброшенный на плечи пиджак и кепку-восьмиклинку. Наиболее «продвинутые» покоряли окружающих дам «золотой» фиксой, сделанной из украденной с родного производства медяшки…После войны в некоторых деревнях возникла удивительная мода. Колхозницы по торжественным случаям стали появляться на людях в… комбинациях, принятых ими за праздничные платья. Дело в том, что мужья этих модниц прихватили с собой из Европы в качестве трофеев некоторые детали дамского туалета, ни минуты не сомневаясь в том, что везут своим любимым «выходные платья». В Москве в те годы поговаривали, что видели в подобных «платьях» и некоторых генеральских жен, но ни одного «именного свидетельства» очевидцы нам не оставили…Резкий скачок на Запад советская мода сделала около 50 лет назад. Еще недавно дружинники ловили на улице Горького «стиляг», разрезая прямо на них узенькие брючки, «оскорбляющие эстетические чувства советских людей». И вдруг – на улицах стали появляться люди в невиданных доселе болоньевых плащах и рубашках из непонятного материала.А началось все, как всегда, с политики. Никита Хрущев, позавидовав развитым соседям, проявил инициативу и к ленинскому лозунгу «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» добавил: «плюс химизация народного хозяйства». Под этой самой химизацией наш тогдашний лидер понимал не только увеличение производства удобрений, но и производство одежды из синтетики.Появилась новая советская костюмная ткань – лавсан, названная в честь разработчика – лаборатории высокомолекулярных соединений Академии наук. Однажды сам Хрущев нацепил на себя папаху из искусственного каракуля и очень радовался, когда подхалимы из окружения делали вид, что не могут отличить ее от натуральной…

amp-next-page separator