Четверо с одной льдины

Общество

[b]ЦК ВКП(б) – товарищу И. В. Сталину, Совнарком СССР – товарищу В. М. Молотову[/b]: [i]Сообщаем полученную через радиостанцию острова Диксон радиограмму: «Москва, Главсевморпуть, Янсону, Бергавинову, Остров Рудольфа, Шевелеву. В 11 час. 10 мин. самолет «СССР Н170» под управлением Водопьянова, Бабушкина, Спирина, старшего механика Бассейна пролетел над Северным полюсом. Для страховки прошли еще несколько дальше. Затем Водопьянов снизился с 1750 метров до 200, пробив сплошную облачность, стали искать льдину для посадки и устройства научной станции. В 11 час. 35 мин. Водопьянов блестяще совершил посадку. К сожалению, при отправке телеграммы о достижении полюса внезапно произошло короткое замыкание.Выбыл унформер рации, прекратилась радиосвязь, возобновившаяся только сейчас после установки рации на новой полярной станции. Льдина, на которой мы остановились, расположена примерно в 20 километрах за полюсом по ту сторону и несколько на запад от меридиана Рудольфа.Положение уточним. Льдина вполне годится для научной станции, остающейся в дрейфе в центре полярного бассейна. Здесь можно сделать прекрасный аэродром для приемки остальных самолетов с грузом станции. Чувствуем, что перерывом связи невольно причинили вам много беспокойства. Очень жалеем. Сердечный привет. Прошу доложить партии и правительству о выполнении первой части задания.Начальник экспедиции ШМИДТ».[/i][b]И. о. начальника Главсевморпути Н. Янсон.Начальник Политуправления С. Бергавинов.[/b]Эту телеграмму «Вечерняя Москва» разместила на самом престижном газетном месте – под «шапкой» первой полосы – в субботу, 22 мая 1937 года. Днем раньше тяжелый транспортный самолет впервые приземлился на Северном полюсе и одиннадцать человек, среди которых был экипаж первой советской арктической дрейфующей станции, высадились на «макушке планеты». Глядя на тот давний выпуск «Вечерки», четко понимаешь: в 1937 году советские люди воспринимали старт полярной эпопеи «СП-1» примерно так же, как 24 года спустя их дети – первый пилотируемый космический полет. Поэтому началу экспедиции редакция отдала почти всю газетную площадь. Но если даже сейчас, в ХХI веке, на Земле живет очень много современников гагаринского витка, то четверка папанинцев для подавляющего большинства россиян – герои едва ли не сказочные, покорявшие Арктику когда-то в былинную эпоху великих путешественников Амундсена, Нансена и Пири. Поэтому оригинальный юбилейно-исторический проект АО «Международная выставочная компания» достоин уважения.Генеральный директор, председатель Правления МВК Алексей ШАБУРОВ придумал и запустил в жизнь передвижной Полярный музей, работа которого включена в программу Международного полярного года. На прошлой неделе музей демонстрировал свою экспозицию в «Крокус-Экспо». Но не МКАД стала отправной точкой программы: в апреле экспонаты побывали на Северном полюсе.Там удалось не только открыть первую в истории полярную выставку, но и провести первый арктический концерт: обладатель первой премии конкурса им. П.И. Чайковского среди виолончелистов Денис Шаповалов прямо во льдах играл Баха, что, безусловно, достойно Книги Гиннесса.Работа музея рассчитана на год. В ближайшее время он побывает в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Казани. А вообще эта экспозиция будет развернута в 18 российских регионах, и с учетом параллельно проходящих выставок МВК ожидается, что ее посетит больше миллиона человек. Музей весьма компактен и помещается в одном выставочном зале, зато из подлинных экспонатов здесь что ни вещь – то реликвия: унты Папанина, палатка руководителя экспедиции Шмидта, радиостанция с «СП-1».Представлено и очень много фотографий, запечатлевших полярников за работой.Конечно, это благое начинание было бы невозможно без помощи коллег-музейщиков. Свои раритеты Полярному музею предоставили Государственный музей Арктики и Антарктики, мемориальные музеи Папанина (Ярославская область) и Чкалова (Ульяновская область), Центральный музей ВВС РФ и Мурманский краеведческий музей…«Вечерка» тоже решила присоединиться к этому проекту. Мы собираемся репринтным способом воспроизвести несколько номеров газеты 70-летней давности, где наши предшественники рассказывали о подвиге папанинцев. Нет-нет, мы не ошиблись: именно номеров, потому что в редком выпуске газеты за 1937-й и начало 1938 года материалы о «СП1» занимали меньше двух полос «Вечерки» – а всего-то в тогдашней газете было четыре полосы! [b]СПРАВКА «ВМ»Советская полярная экспедиция под руководством академика Отто Шмидта положила начало регулярным научным исследованиям на Северном полюсе. Ядром экспедиции стала дрейфующая полярная станция «СП-1», экипаж которой составили начальник Иван Папанин, гидробиолог и гляциолог Петр Ширшов, радист Эрнст Кренкель, метеоролог-геофизик Евгений Федоров. Экспедиция стартовала из Москвы 29 марта 1937 года, а 21 мая после благополучного приледнения (впервые в мире) четырех тяжелых самолетов на единый ледовый комплекс начался дрейф «СП-1» по Арктике.Экипажем проведена большая научная работа: установлена глубина Северного Ледовитого океана на полюсе – 4290 м, доказана его обитаемость на глубинах 200–700 м. Через 274 дня льдина превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами. Было принято решение об эвакуации людей, и 19 февраля 1938 года полярников сняли со льдины советские ледоколы «Таймыр» и «Мурман». Позади остался путь в 2,5 тыс. км по Северному Ледовитому океану и Гренландскому морю, а впереди были еще 33 советские и российские полярные дрейфующие станции. Сейчас готовится к старту станция «СП-35».[/i]

amp-next-page separator