Рождественский фестиваль духовной музыки близится к финалу
На праздничном форуме звучат разнообразные произведения сакрального свойства — хоралы и гимны, народные и рождественские песни и ритуальные мессы, — русская и западноевропейская классика и сочинения наших современников. Фестиваль, проходящий с высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — прекрасное отражение богатейшей христианской культуры, объединяющей представителей различных христианских конфессий.
В воскресенье, 27 января, традиционным завершением фестиваля станет выступление художественного руководителя Рождественского форума Владимира Спивакова. На сцене Светлановского зала Дома музыки в исполнении Национального филармонического оркестра России и «Мастеров хорового пения» прозвучит «Реквием» современного британского композитора Карла Дженкинса, самое известное сочинение которого — пацифистская «Месса мира. Вооруженный человек». «Реквием» Дженкинс написал в 2005 году в память о своем отце, он создал пример удивительного переплетения культур Востока и Запада: литургический латинский текст Дженкинс дополнил японскими стихотворениями (хокку) о жизни и смерти, а партитура написана для четырех солистов (сопрано, дисканта, японской флейты сякухати и арфы), хора и оркестра, в состав которого введены дарбука, тайко и другие экзотические ударные инструменты. Композитор убежден, что «с помощью музыки люди станут более сплоченными и дружелюбными».
В 2008 году Дженкинс возглавил «Топ-10 ныне живущих композиторов» по версии британской радиокомпании Classic FM, а королева Великобритании пожаловала ему титул командора Превосходнейшего ордена Британской империи. И, быть может, «Реквием» способен стать шедевром нового времени, ищущего всеобщего объединения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Спиваков, народный артист СССР:
— Музыка — это часть необходимой для человека истины, которая когда-то была большой и абсолютной, но упала на Землю и разбилась на мелкие осколки... Теперь мы стараемся собрать эти ценные осколки. Поэтому идея нашего Рождественского фестиваля — обращение к музыке как обращение человека к его духовным истокам.