Успехи и разочарования конкурса Чайковского
Однако главное, что утвердил минувший музыкальный форум, это большой интерес к себе со стороны самой разнообразной публики. В Большом и Малом залах консерватории в борьбе за вожделенное местечко дело едва не доходило до скандалов. Поэтому будоражившие накануне конкурса домыслы о его мнимой «нерейтинговости» и даже ветхозаветности – разговоры для бедных. Или шибко богатых – тех, из анекдота: «Чувак, ты знаешь, кто такой Моцарт?» – «А как же! Это тот, кто рингтоны для мобильников пишет». Впрочем, речь не про них.Наиболее напряженной оказалась конкуренция среди виолончелистов. Еще на первом туре публика выделила трех музыкантов – Александра Бузлова, Нарека Ахназаряна и Сергея Антонова. Все трое весьма даровиты и имеют свое видение исполняемого материала. Однако пятое итоговое место Ахназаряна, даже с учетом его безупречной юности (ему только 18 лет) и недостатка концертного опыта, – явно заниженный результат. А вот третья премия венгра Иштвана Вардаи, наоборот, аванс: музыкант на третьем туре играл с ошибками, без вдохновения и страсти.Неужели до сих пор сильна традиция не обделять соседей из бывшего соцлагеря? Что же касается первого места Антонова, то оно, возможно, и справедливо, но небесспорно. По мнению некоторых экспертов, лучшим из виолончелистов был все же Александр Бузлов (II премия): он не менее техничен, зато более экспрессивен, пассионарен и… элегантен. А это уже качества большого артиста.Блеснули мастерством и вокалисты – россиянки Олеся Петрова (II премия), Анна Викторова (IV премия) и Альбина Шагимуратова (I премия), которую публика долго не отпускала еще на первом прослушивании. Практически это уже готовый мастер, настоящая дива: ее приятное колоратурное сопрано чуть матового тембра с очень хорошей техникой и природным артистизмом дает понять, что и у нас есть певицы мирового класса.Среди вокалистов-мужчин был недосягаем бас-баритон Александр Цымбалюк с Украины (I премия). Причем поразил он не столько прекрасно поставленным голосом, сколько невероятной раскованностью и умением войти в предлагаемый образ. Особенно хороша была в его исполнении ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир».Менее интересны были состязания скрипачей. Ученик Эдуарда Грача Никита – Борисоглебский не очень справился с концертами Чайковского и Брамса для скрипки с оркестром и завоевал, в итоге, второе место. К слову, получившая I премию японка Маюко Камио, безусловно, хороший, но пока еще средний музыкант.Не получилось интриги и у пианистов. Там не было явного лидера, в результате чего первая премия не была присуждена. Тем более странно, что не пропустили на третий тур, пожалуй, самого яркого пианиста конкурса – юношу-вундеркинда Андрея Коробейникова. Жюри показалось, что он недостаточно интересно построил программу второго тура: там якобы не было ко н т р а с т о в , всплесков. Музыканта даже прервали за превышение хронометража: на втором туре полагается играть не более часа.Но зато как исполнил он «Трепак» Мусоргского и «Думку» Чайковского! Считаю, что ни один из вышедших в финал пианистов не мог составить ему конкуренцию по глубине, проникновенности и степени философичности игры – ни Мирослав Култышев, ни Александр Лубянцев, ни тем более Федор Амиров и Бенджамин Мозер.Поэтому, какие они заняли места в итоге – уже совершенно неважно.