Давний ветер перемен
В конце 70-х, когда к Борисову пришла известность, от советской фотографии за рубежом не ждали правды жизни. Там уже давно привыкли, что в основном она обслуживает власть. По неписаным законам которой в этой стране опасно выделяться из толпы, быть не как все. «Бей своих, чтоб чужие боялись», – как пела Пугачева.Борисов, кстати, сделал две обложки на ее пластинки – как раз в то время, когда у отечественных фотографов это считалось настоящим шиком.В отличие от многих своих коллег, в 70-х Борисов начинал работать, вращаясь в кругу андеграунда и культурных героев, исподволь уже прокладывающих обществу путь в новую эпоху. И на таких людей, лет двадцать-тридцать назад известных лишь посвященным, у него был отличный нюх.Тогда он фотографировал полузапрещенных художников – нонконформистов: Немухина, Штейнберга, Зверева. С ними фотограф дружил и покупал у них работы. В то время этих авторов можно было увидеть в зале на Малой Грузинской, любимом месте паломничества прогрессивной интеллигенции. И у самого Борисова первая выставка, посвященная снимкам художников, прошла там. Этот период отражен на экспозиции в Центральном Манеже. Особенно запоминаются фотопортреты колоритного и легендарного Анатолия Зверева, на одном из которых он – вылитый бомж.С ленинградским андеграундом Борисова знакомил Сергей Бугаев-Африка. Кстати, сам художник был одной из его любимых моделей, вместе с Тимуром Новиковым и совсем молодым Мамышевым-Монро. С Африкой и Монро Борисов делал довольно откровенные фото. Тело снимавшегося в «Ассе» художника у него выглядит просто скульптурным.Столь же сильным увлечением, как современное искусство, для Борисова была музыка. Он – бесспорный лидер в иллюстрации обложек дисков рок- и поп-музыкантов 70-х – 80-х годов. Борисов делал первые снимки «Аквариума», фотографировал молодых Жанну Агузарову, Юрия Антонова и совсем еще девочку Наташу Королеву – в джинсе-варенке и с хитрющей улыбкой. Олег Газманов стоит на голове между гигантских ног «Рабочего и колхозницы».Сталинская архитектура – еще одна «фишка» Борисова. Большинство его персонажей запечатлены на фоне вполне узнаваемых городских пейзажей. Совпадение времени и места в его работах очень важны. Как, например, на снимке конца 80-х, где закутанная в советский флаг девушка позирует на фоне одной из московских высоток. Или на фото «Однажды в саду Эрмитаж» середины 90-х того же периода, где группа обнаженных гуляет с саксофонами. В то время такой снимок был позицией.Правда, обнаженки на выставке вообще уж очень много. Здесь и Эдуард Лимонов, стоящий на подоконнике и прикрывающий грех рукой. И море женщин и девушек – русских красавиц – то в баньке в цветастом платочке, то с агрессивными узорами на теле…Солидные, зазвездившиеся персонажи нынешней тусовки Борисову уже неинтересны. Его работы последних лет сделаны в провинции. Теперь фотограф там ищет ветер обновления. Но, видимо, его дуновение пока слишком слабое, и по энергетике совсем свежие снимки трудно сравнить с теми, что были сделаны в 70-е – середине 90-х…