Кто последний на постамент?

Общество

Любопытно? Еще бы! Здесь ведь не просто вопрос заполнения городской среды; памятник – это нечто большее, чем просто кусок мрамора, от которого отсечено все ненужное, по бессмертному выражению великого Микеланджело. А впрочем, иной раз при взгляде на иной памятник кажется, что не все ненужное отсекли. И можно было бы еще кое-что оттяпать…Вожди, ученые, писатели, поэты, общественные деятели, исторические личности, воплощенные в граните и бронзе, последнее время сильно потеснились и дают место «нестандартам», каких-то двадцать лет назад просто немыслимым на наших улицах и площадях! Ну, кто бы тогда поверил, что возможен памятник плавленому сырку «Дружба»?! Или пчеле Кузе, или бездомной собачке Мальчику? Как вообще появляются на наших улицах и площадях статуи, скульптуры, монументы? Какие образцы монументального искусства появятся в Москве завтра? Кто решает, где и какой памятник поставить?[b]На эти и другие вопросы корреспондента «Вечерней Москвы» отвечает председатель Комиссии Мосгордумы по монументальному искусству Сергей Петров.– Сергей Георгиевич, кто может обратиться с просьбой об установке какого-либо произведения монументального искусства в Москве?[/b]– Абсолютно любой человек. Любое физическое, юридическое лицо, организация или правительственный орган. Нужно написать заявление в нашу комиссию. Кстати, она существует уже девять лет и состоит из 15 ведущих специалистов по истории, искусствознанию, архитектуре и скульптуре. Все поступившие предложения мы рассматриваем на своих заседаниях. Они должны проходить один раз в два месяца, но из-за большого количества заявок мы собираемся ежемесячно.На каждой встрече рассматриваем и обсуждаем от 8 до 15 предложений. С идеей будущего памятника мы знакомимся заранее, потом ищем подробные материалы по заданной теме, изучаем историю и заслуги представленной личности, часто копаемся в архивах.Наша задача – решить три проблемы. Во-первых, выяснить, целесообразно ли устанавливать памятник данному лицу, событию или произведению именно в Москве. Во-вторых, найти место для будущего монумента. Обычно тот, кто заявляет, сам указывает желательную улицу или площадь. А мы уже ищем конкретные координаты. И, в-третьих, устроить конкурс для необходимых работ. Ведь нужно сделать разные варианты памятника, выбрать лучшие художественное решение, провести проектирование.– Выступить с такой заявкой, конечно, можно. Но вот будет ли она утверждена – сомневаюсь. Убежден, что возводить монументы нужно лишь выдающимся личностям и событиям. И, конечно, учитывать, чтобы они были территориально связаны со столицей.Хотя есть и исключения. Например, памятник Тургеневу. Хоть Иван Сергеевич родился в Москве, но почти всю жизнь прожил в Париже, скульптура великого писателя нам очень нужна.Иногда поступают странные заявки – типа увековечить характерный взмах руки нашего первого президента. Эдакая загогулина. Предложение отклонили. Были желающие поставить памятник мэру Москвы Юрию Лужкову. Мнение Юрия Михайловича по этому поводу мы не спрашивали. Мы считаем, что делать это нецелесообразно. По крайней мере сейчас. Ведь монумент возводится тогда, когда прошло уже определенное время после деятельности человека, но народ его помнит и уважает. Всего же мы отклоняем почти половину поступивших заявок. А вот Мосгордума – туда мы направляем списки предполагаемых новых объектов – еще ни разу не отклонила наше решение.– Обычно весь процесс, вплоть до изготовления в натуре и установки на месте, занимает до двух лет. Иногда много времени уходит на согласование конкретного места, иногда на изготовление скульптуры, но чаще труднее всего его установить. Эти работы всегда связаны с перекладкой коммуникаций, благоустройством территории и другими градостроительными вопросами.– На этот вопрос точно не ответит никто. Известно только, что их более тысячи. Большинство монументов посвящены историческим личностям, меньше – событиям. Но официального реестра как не было, так и нет. И причина не только в том, что после того как он установлен, за него никто не отвечает и не обязан его обслуживать. О нем как бы забывают. Другая причина – это элементарный самострой. Сейчас многие памятники устанавливают в обход городской Комиссии по монументальному искусству. Например, памятник Мюнхгаузену у станции метро «Молодежная» нами не обсуждался. Зачем нужно было ставить памятник Шаляпину на Кудринской площади, если там уже есть замечательный бюст этого гениального певца? Или другая скульптурная композиция, недавно возникшая у входа в Театр Табакова. Конечно, бронзовые фигуры выдающихся мастеров русской драматургии – Александра Вампилова, Александра Володина и Виктора Розова – очень хороши. Но ведь они стоят посреди двора и откровенно мешают движению. Я лично видел, как разворачивающаяся там газель задела одну из статуй.В Европе так возникают лишь временные скульптуры-обманки, которые ставят лишь ради игры. Вот их «Женщина с зонтом» простояла недолго. А у нас такие значимые фигуры, на которых действительно нужно обратить внимание, а не задеть кузовом.– Художественные вопросы комиссия не рассматривает, хоть каждый из нас видит и знает, где достойное произведение, а где не очень. Но мы, конечно, не высказываемся.Довольно низкого уровня монументов у нас мало, и я их называть не стану. А вот самый лучший, как мне кажется, – это памятник Минину и Пожарскому. Раньше он имел большое градоформирующее значение и был установлен посредине Красной площади. Из выдающихся еще назову памятники Пушкину, Гоголю, Островскому перед Малым театром, первопечатнику Федорову. Думаю, у каждого человека есть свои любимые монументы. Кто-то проявляет свою любовь тем, что влезает на памятник, чтобы сфотографироваться. Это ужасно. И, кстати, небезопасно. Лет 7 назад одного парня насмерть придавила отвалившаяся плита сооружения. Вот мы стараемся возле памятника поставить лавочку, чтобы кто-то посидел рядом. Мне кажется, это неуважение к лицу, которому памятник установлен. Если хочешь выразить ему свою любовь, прочти его произведение и возьми из него самое лучшее.– На последнем заседании мы обсуждали композицию авторам и героям романов «12 стульев» и «Три толстяка». Памятный знак в честь 450-летия добровольного вхождения народов Кабардино-Балкарии в состав России. Памятники поэтам – американцу Уолту Уитмену и татарину Габдулле Тукаю. Памятники конструктору Николаю Пилюгину, авиаконструктору Артему Микояну, адмиралу флота Николаю Кузнецову. А также памятники Чернобыльской катастрофе и российским пожарным и спасателям.

amp-next-page separator