Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Встретимся под «Флойдами»: как найти в мозаиках станции «Маяковской» мотивы британского рока

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Президент Союза композиторов Евразии Андрей Батурин на станции метро «Маяковская»
Президент Союза композиторов Евразии Андрей Батурин на станции метро «Маяковская» / Фото: Дмитрий Дубинский / Вечерняя Москва

Любознательные москвичи заметили, что панно в одном из павильонов станции метро «Маяковская» как две капли воды похоже на обложку одного из альбомов британской группы Pink Floyd. «Вечерняя Москва» выяснила подробности.

Речь об изображенной на пластинке треугольной призме, которая в соответствии со всеми законами оптики рассеивает луч света на цветовой спектр — радугу. И как же связаны музыка, творчество поэта-авангардиста и визуальные эффекты материи?

Мастер так видел

Автором оформления северного павильона станции метро «Маяковская», которая открылась 20 лет назад, стал известный скульптор Иван Лубенников.

Почетный член Российской академии художеств Марина Терехович, хорошо знавшая мастера, подчеркивает, что Иван Лубенников был личностью незаурядной.

— Мы редко говорим такое о современниках, — рассказывает «ВМ» Марина Терехович. — Он был замечательным ремесленником, художником-монументалистом с большим опытом работы. И плюс к этому — большим интеллектуалом. Иван Лубенников писал книги, преподавал в Суриковском институте, вел большую общественную работу. Состоял в Сою зе художников СССР.

По словам эксперта, автору работы удалось совместить стили, присущие двум другим творцам — художнику Александру Дейнеке и поэту Владимиру Маяковскому.

— Но если на самой станции можно увидеть плафоны, то в этом павильоне — небеса. Ну и плюс — цитаты пролетарского поэта и его попытки обращения к русскому авангарду. Ведь мы знаем, что и Владимир Владимирович имел художественное образование, — продолжает Марина Терехович. — В результате получилась красивая, синтетическая вещь, которая отразила новое время. Кстати, Лубенников занимался оформлением французского метро. Станцию «Мадлен» украшает необычный витраж во всю стену. Это — «Курочка Ряба». Работа состоит из 20 различных панелей и символизирует русскую культуру. На панно, занимающем площадь около 40 квадратных метров, можно найти самовар, искусственный спутник Земли, купола церквей. А сама эта работа стала подарком от Московского метрополитена парижскому.

— Также он оформлял Театр на Таганке, занимался не сохранившейся сегодня росписью «Трехгорки», а еще — советского раздела в Освенциме, — рассказывает эксперт.

С «Маяковской» жителям города повезло, уверена Марина Терехович.

— Там применили новую технику. Когда ее оформляли в 1930 годах, известный мозаист Владимир Фролов выкладывал смальту по эскизам известного художника Александра Дейнеки. Но тогда ее «вписывали» в углубления, — делится эксперт. — А в 2000-х годах была уже совершенно другая, современная техника. Получались своеобразные «коврики», на которые клеились мозаичные кусочки.

На одной из мозаичных работ художника выделяется фрагмент с радугой. Эксперт объясняет это тем, что автор был человеком верующим.

— И помимо того, что это сам по себе красивый элемент, радуга несет в себе большой символ, — говорит она. — Это все-таки завет Бога, что больше не будет потопа. Жаль, что Лубенников рано ушел. Он был актуальным художником и относился к искусству серьезно, при этом легко находил общий язык с учениками.

Радугу же, а вернее — изображение пирамидальной призмы, превращающей в нее белый луч, можно встретить на обложке концептуального альбома The Dark Side of the Moon британской группы Pink Floyd. Авторы обложки пластинки, которая вышла в 1973 году, — Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл из дизайн-студии Hipgnosis предложили музыкантам семь различных макетов обложки. Но единогласно был выбран именно этот.

Марина Терехович предполагает, что какие-то параллели тут провести можно. Хотя — вряд ли.

Лирика нам родная

Музыка, как и любой другой вид искусства, может вдохновлять на создание художественных шедевров, отметил в разговоре с «Вечеркой» президент Союза композиторов Евразии Андрей Батурин.

— Она должна воспитывать, образовывать, давать какие-то установки, — рассказывает эксперт. — И это может быть классика, песня со словами, которая мотивирует, создает хорошее настроение, запоминается в голове. И что важно — на годы. Как это случилось с этой пластинкой Pink Floyd. Для людей поколения, к которому относится Иван Лубенников, The Dark Side of the Moon была вспышкой! В те годы в Советском Союзе искусство было немного регламентировано, направлено в строгой форме на профессионализм, мотивацию людей.

— Если сравнить то время и сегодняшнее, то сейчас очень много грустных, заунывных песен. Меланхоличных, хандрящих, — продолжает он. — А Тhe Dark Side of the Moon — пластинка на все времена. Мы ее играли на школьных танцах, выпускных балах. Артур Беркут (советский и российский рок-музыкант, мультиинструменталист, автор песен. — «ВМ») ее замечательно пел. Я играл в «ноль» все эти соло на гитаре. Плюс в армии, где я служил с 1979 по 1981 год, мы исполняли композиции с этой пластинки на вечерах танцев для высшего руководства флота.

Президент Союза композиторов Евразии подчеркивает, что музыка Pink Floyd — простая, запоминающаяся, очень мелодичная и душевная. Потому она стала столь понятной в России.

— В целом у нас популярны минорные композиции, — продолжает он. — И грустная музыка обычно «заходит». «Каким ты был...», «Деревенька моя», «Старый клен», «Одинокая гармонь» за счет своей лирики давали людям какой-то оптимизм. Эти мотивы остаются в памяти и оставляют отпечаток на творчестве будущего. К сожалению, за последние 30 лет у нас развалили композиторскую школу. Сегодня мы делаем все необходимое, чтобы ее сохранить.

Кстати, и Владимир Маяковский, личности и творчеству которого посвящена станция, и, скажем, Казимир Малевич были художниками-авангардистами.

— Так что своим творчеством они вполне могли натолкнуть, вдохновить и участников Pink Floyd, которые наверняка видели их работы, на написание авангардистской музыки, — резюмирует Андрей Батурин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Василий Селиванов, скульптор:

— Я часто леплю под музыку. Так, памятник Римскому-Корсакову я делал под его музыку из опер и балетов. Л. Н. Толстого я лепил под русскую народную. А памятник Ивану Грозному я создавал под стихиры, которые писал царь. Если я делаю экспериментальные работы, то могу слушать авангард, джаз, хаус.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.