Местная власть в Москве не для галочки
Отношение к местному самоуправлению существует разное. От воодушевленной благодарности за то, что депутат муниципального собрания как никто чувствует каждую проблему своего района, до полного неприятия: «Ну что они могут? Только соглашаться с теми, кто наверху».В марте москвичи во второй раз будут выбирать депутатов муниципальных собраний. Чего достигли муниципальные собрания первого созыва? С какими проблемами столкнулись? Что изменили муниципалитеты в жизни москвичей?[b]На эти и другие вопросы корреспонденту «Вечерки» отвечает председатель Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы Татьяна Портнова.– Татьяна Арториджевна, как вы считаете, почему председатель Совета Федерации Сергей Миронов дал негативную оценку именно московскому самоуправлению?[/b]– Если бы Сергей Михайлович действительно хотел что-то посоветовать, помочь москвичам, то он пришел бы на заседание городской Думы или на Комиссию по государственному строительству и местному самоуправлению посмотреть, как реально обстоят дела с местным самоуправлением в столице. И его предложения мы с удовольствием выслушали бы. Мы открыты для диалога, но ничего доказывать господину Миронову не собираемся. Местное самоуправление как развивалось в Москве, так и будет развиваться по плану, который намечен. А Миронову необходимо изучить законы города Москвы и другие документы, которые у нас приняты.Сейчас процесс становления местного самоуправления – муниципалитетов, муниципальных собраний – идет по всей стране. Почему вдруг господина Миронова заинтересовала только Москва? Рискну предположить, что проблема скорее в том, что у партии «Справедливая Россия», которую Миронов возглавляет, в нашем городе нет ни платформы, ни структуры.Так что речь скорее о политических амбициях и политической целесообразности данной партии, которые накануне выборов на чем-то надо строить, а не о строительстве местного самоуправления в Москве. Иначе я не могу объяснить, почему председателя Совета Федерации меньше интересует местное самоуправление в других городах и регионах России. Похоже, что раз Москва – субъект Федерации, который достаточно успешно развивается и явных проблем здесь нет, то их надо создать.Тогда в поднявшейся «мутной воде» можно взять какие-то голоса на выборах. Собирать за спиной законодательной и исполнительной власти региона недовольных – это подход негосударственный. Тем более что их можно найти всегда, где и что бы ни делалось. Они есть в Берлине, в Баварии, в Париже. Это нормально, значит, идет процесс развития. Как раз когда тишь да гладь и все довольны – это застой. Наша страна помнит 70 лет, когда все были довольны.Интересно, что местное самоуправление в Москве развивается не первый год. И именно когда оно у нас стало наделяться реальными полномочиями (организация отдыха, спортивной работы, внутридворового досуга, работа с несовершеннолетними, опека и попечительство), вдруг говорят, что местное самоуправление в Москве зажато.– Конечно, поэтому мы собираемся развивать местное самоуправление и дальше. Но уже сегодня самоуправление в Москве действующее, с необходимыми средствами, кадрами и т. д. А дать депутатам кучу полномочий, взвалить на них массу проблем, не дав при этом ни денег, ни специалистов…С какой целью? Местная власть в нашем городе создается не для галочки в отчете, а для того, чтобы людям в каждом районе жилось комфортнее и лучше.В этом – смысл существования местного самоуправления. А если воспринимать его как «декоративное», тогда ему можно отдавать вообще любые функции и что угодно передать. Только результата не будет.Когда-то предлагали: отдайте местному самоуправлению вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня даже самые рьяные сторонники таких решений понимают, что система ЖКХ затрагивает все сферы жизни города. Поэтому разделить ее на сектора по муниципалитетам невозможно.Депутаты муниципальных собраний – люди ответственные. Муниципалитеты получают немалые деньги и приличную заработную плату. Поэтому люди, которые работают в местном самоуправлении, хотят иметь больше полномочий, чтобы жители им не говорили: вы проедаете государственные деньги. Это правильно, я их понимаю.Сейчас у местной власти достаточно полномочий, с которыми она должна справиться. Причем выполнять их не хуже, чем исполнительная власть, а гораздо лучше. У исполнительной власти обязанностей не счесть, поэтому что-то делалось в городе по остаточному принципу. Муниципальной власти выделены и деньги, и штаты, гарантирована любая помощь в работе, а обязанностей пока не так много.– Чувство неуверенности у депутатов где-то сохранилось, поскольку недавно они получили новые полномочия и новый объем работы. Но, в общем, структура местного самоуправления в городе уже сформировалась. Кадры, которые туда пришли два-три года назад, в основном перешли из префектур, управ, других органов исполнительной власти. Поэтому работу наладили быстро.Первые годы была очень большая проблема с использованием даже тех денег, которые в местном самоуправлении были. Муниципалитеты получали деньги из бюджета, но даже эти средства не осваивали. Боялись потратить не туда, боялись брать кредиты.Сейчас они научились работать с бюджетными деньгами, формировать свои бюджеты. Мы начинали с того, что всего семь муниципалитетов в Москве имели свой бюджет.Сегодня к ним прибавилось еще 25. Скоро таких муниципалитетов будет около 50, а возможно, и больше. Их число растет, исходя из роста налоговых поступлений в районе – сейчас бюджет муниципальных образований формируется из части подоходного налога. Думаю, они теперь достаточно грамотны, и в течение двух лет мы придем к тому, что все муниципальные образования города станут самодостаточны по бюджету.– В 123 районах Москвы по-прежнему 125 муниципальных образований (в одном из зеленоградских районов два муниципальных образования). Выборные муниципальные собрания возглавляет руководитель муниципального образования.Мы с самого начала пошли по пути, что муниципальные образования у нас совпадают с границами районов. Хоть по законодательству может быть создано два и более муниципалитета в одном районе, мы решили, что слишком много властей на территории района жители своими налогами просто не «прокормят».Обычно штат сотрудников муниципалитета от 10 до 14 и выше. Недавно к ним добавились тренеры, специалисты по досуговой работе, то есть те, кто занимается организацией свободного времени и спортивной работы. Это уже достаточно большой штат. Теперь при муниципалитетах созданы муниципальные учреждения, у которых свои сотрудники.– Почему мне кажется, что решение о передаче этих полномочий местному самоуправлению правильное? Не секрет, что исполнительная власть, выполняя полномочия по досуговой, социально-воспитательной и спортивной работе с населением, отвечала только перед собой. Управы – перед префектурой, префектуры – перед правительством и т. д.Когда мы передавали эти полномочия, выяснилось, что проблемы здесь даже не с финансами – их предоставили в большем объеме, чем раньше.Самый острый вопрос – помещения. Зачастую эту работу выполнять оказалось просто негде. Раньше исполнительная власть могла сказать: потерпите в подвале, хоккейную коробку сделаем на следующий год, когда найдем деньги. Сейчас местное самоуправление, получив эти полномочия, понимает: им дали деньги на эту работу, с них же за нее и спросят. Значит, в подвале с детьми заниматься нельзя, аварийное помещение принимать нельзя, хоккейная площадка должна существовать не только на бумаге.В июне мы вынесли этот вопрос на правительство Москвы. И мэр дал этому очень строгую оценку, дал поручение привести все в порядок, а не пригодные для работы с детьми помещения заменить. Мы еще вернемся к этому в декабре, когда префектам предстоит за это отчитаться на заседании в правительстве. То есть процесс передачи имущества муниципалитетам будет продолжаться до конца года. Так что, возможно, в каких-то дворах детские клубы и спортплощадки за лето приведут в порядок.Конечно, часть помещений и спортплощадок, наоборот, в очень хорошем состоянии, отремонтированы. Однако меня удивило, что наше местное самоуправление порой вело себя странно. Мне некоторые депутаты и руководители местной власти звонили: нам передают такие плохие помещения.Спрашиваю: зачем вы их принимали? Ответ: не хотели ссориться с исполнительной властью. А кто за вас должен эту проблему решать? Приняли неотремонтированное помещение, подписали акт о приемке, собираетесь заниматься с детьми, с населением. С вас теперь спросят. Зачем было акт подписывать? Будьте принципиальны до конца. Если вы хотите заниматься этой работой и понимаете, что будете за нее отвечать, не принимайте, заставьте отремонтировать. Это подстегнет исполнительную власть, это всего лишь нормальная работа. Префект или глава управы не враг своему району. Хотя у нас в стране долго было принято вначале подписывать акт, а потом устранять недоделки.– Когда мы писали городской Закон № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», мы много взяли из немецкого опыта. Наша модель местного самоуправления очень похожа на берлинскую. Муниципалитеты в Берлине точно так же занимаются функциями, которые им переданы государственной властью. Это в основном социальная работа, организация праздников и т. д.Кстати, немцы очень любят праздники и умеют их устраивать. А наши муниципалитеты заниматься этим как-то стесняются. Говорят: что это у нас – то праздник двора, то праздник улицы, одни праздники. А я считаю, что праздники – это великая вещь, объединяющая население района. Вот в Германии это понимают.Правда, если говорить о муниципалитетах в Баварии, то они все-таки занимаются школами, больницами, поликлиниками и даже частью их финансируют. В Москве об этом говорить рано. У нас есть больницы, которые обслуживают несколько округов или районов. Поэтому прикрепить поликлинику к одному району или сделать ее муниципальной пока нереально. В школах тоже порой учатся дети из разных районов.Вообще при организации местного самоуправления и передаче ему полномочий федеральная власть ставит на первое место четкое разграничение этих полномочий. Что за кем закреплено, кто за что отвечает и кто за что по заслугам «получает».