Дрова рубят – лифты летят
[b]Едва ли не каждый день приносит все новые сообщения об авариях и катастрофах: взрываются шахты, рушатся дома, проваливается земля под ногами москвичей. Почему? Об этом лучше всего знают в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).Недавно служба подвела итоги своей работы за первое полугодие. Размышления по этому поводу написала наш экономический обозреватель.Дело – швах[/b]Слушать отчет специалистов Ростехнадзора, признаться, страшновато. 12 тысяч проверок выявили почти 40 тысяч нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды (по 4 штуки на каждую). На производственных объектах и вообще дело – швах. Что ни проверка – десяток нарушений. В результате – 116 аварий за полугодие. Гибель 316 человек.С какими трудностями сталкиваются в своей работе специалисты Ростехнадзора? Их немало, но, прежде всего, это несовершенные и противоречивые законы. Оказывается, если человек бурит скважину для добычи нефти, то к ответственности он может быть привлечен только тогда, когда нефть разольется и экологическая катастрофа уже свершится.До того момента свои действия можно объяснить желанием проверить новый бур в работе. Равно как Росприроднадзор не может осудить человека, везущего свежесрубленные дрова, так как запрещен только сам процесс рубки.Мало того, оказывается, в России до сих пор нет базового законодательства по экологии, то есть никто точно не знает, что такое экология.В связи с этим сообщил, что Ростехнадзор и Росприроднадзор планируют к концу года завершить работу над Экологическим кодексом и внести его проект на рассмотрение в Госдуму.[b]КОМПЕТЕНТНОНЕ ПОСПЕВАЕМ!– Сегодня одной из наиболее острых городских проблем является старение лифтового парка. В настоящее время в жилом фонде города Москвы Московским МТУ Ростехнадзора контролируется эксплуатация 93 300 лифтов, Из них 21 459 лифтов отработали нормативный срок службы (25 лет). Это – 23 процента парка. Диспетчерский контроль за работой лифтов осуществляют 1 133 Объединенных диспетчерских служб (ОДС). 415 ОДС (48 %) также отработали нормативный срок службы. В первом квартале 2007 года отделом по надзору за лифтами и эскалаторами Московского МТУ Ростехнадзора проведено 219 обследований. Проверены 1707 лифтов. Выявлено 4097 нарушений требований промышленной безопасности.За грубые нарушения требований промышленной безопасности привлечены к административной ответственности 14 юридических лиц (ГУП ДЕЗ районов «Дорогомилово», «Крылатское», «Ясенево», «Зюзино», «Куркино», «Беговой», «ДЕЗ № 4 г. Зеленограда», «Аэропорт», «Сокольники», «Лефортово», «Богородское», «Некрасовка», «Чертаново Центральное» и ГУП УК «Преображенское») и 44 руководителя и специалиста. Приостановлена эксплуатация 31 лифта. 5 административных дел в отношении: ГУП ДЕЗ районов «Красносельское», «Мещанское», «Арбат», «Марьина роща» и ТСЖ «Скаковая-5» переданы в районные суды для принятия мер.Зачастую суды за грубые нарушения требований правил безопасности не приостанавливают эксплуатацию лифтов, а выносят штраф.Перспективным заданием за три месяца 2007 года была предусмотрена модернизация 476 лифтов. Фактически модернизированы 584 лифта. Но при этом были случаи некачественного проведения работ.Существующие темпы обновления лифтов не могут остановить старение лифтового парка города Москвы. Сложившаяся ситуация может привести к серьезным авариям и несчастным случаям. Если сегодня не принять экстренные меры, то количество лифтов, постоянно выходящих из строя и находящихся в опасном для пользователей состоянии, резко возрастет.[/i][b]КОММЕНТАРИЙ «ВМ»Почему сегодня столько проблем там, где дело касается техники? Она стареет, ломается, выходит из строя. В ответ на это мы любыми путями стремимся купить дорогостоящее импортное оборудование, не задумываясь над тем, что виноваты мы сами, а не наша старая отечественная техника, которая, благодаря большому запасу прочности, до сих пор еще работает вопреки всем прогнозам и расчетам.Прочитайте стихотворение Киплинга «Секрет машин». Да, того самого Киплинга, который давным-давно написал «Маугли». Можно сказать, на заре технического прогресса Редьярд Киплинг очень точно предсказал то, что происходит сейчас. Машины и механизмы будут делать все на свете, кроме одного – они не способны освоить человеческую «ложь» – ошибки своих хозяев. За них техника рано или поздно мстит всему человечеству. И самая большая цена технических ошибок – смерть людей, аварии и техногенные катастрофы.Посмотрите, что делалось с советской техникой в последние десятилетия, как целенаправленно принижался статус и авторитет инженеров, создавших ее, в какие материальные и моральные условия они были загнаны. Сегодня все знают имена артистов, футболистов, кого угодно, но только не инженеров, которым многие десятилетия доверяют свои жизни, входя в многоэтажный дом или подземный туннель, садясь в самолет, трамвай, лифт или поезд, включая электроплиту или телевизор.Как можно так пренебрежительно относиться к самой сложной и ответственной профессии? Почему мы не осознаем, что на современном уровне продукт инженерного труда может быть не только благом для человечества, но и страшным оружием против всего живого? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что артистов, певцов, музыкантов отбирают в высшие учебные заведения по специальным конкурсам, показывающим их профессиональные способности, а не только по оценкам по математике и русскому языку. Сейчас существует масса тестов и способов определения профессиональной пригодности. Так почему же в технических вузах на вступительных экзаменах не проверяют наличие у человека хоть какого-то таланта инженера или хотя бы минимальных инженерных способностей? А если вдруг каким-то чудом все-таки зажигается новая звездочка, то где гарантия, что она взойдет в полную силу на российском небосклоне, а не за рубежом? Посмотрите, как изуродовано и практически вытеснено из школ черчение – предмет, правильное название которого «международный язык техники». И не кощунство ли начинать развивать пространственное воображение будущего инженера-конструктора на первых курсах института вместо детского сада или начальной школы? Список вопросов можно продолжать долго. Вывод один: пока в нашем обществе не появится достойное отношение и уважение к инженерам и техникам, у Ростехнадзора работы и проблем не убавится.