Оценив весеннее желание репортера побить все мыслимые рекорды, Гатауллин назначил время тренировки / Фото: Борис Бухтияров

Семья Гатауллиных рассказала, как стать новым Бубкой и Исинбаевой в Москве

Спорт

Корреспонденту «ВМ» показали чемпион мира Радион Гатауллин и его дочь Аксана.

Весна в Москве окрыляет. Вот бы с высоты птичьего полета взглянуть на величие столицы — зелень улиц, изгибы Москвы-реки и красоты Арбата. Раз — и в небо любоваться, по-молодецки, по-спортивному, чтобы в пятки душа от восторга!

Такую попытку корреспонденту «ВМ» подарил двукратный чемпион мира, серебряный призер Олимпиады-88, ныне тренер ЦСКА — Радион Гатауллин — второй после Сергея Бубки человек на планете, при помощи шеста перелетевший планку на высоте 6 метров.

Оценив весеннее желание репортера побить все мыслимые рекорды, Гатауллин назначил время тренировки: «Форма спортивная ваша — майка, шорты, кроссовки, а шесты и планку в манеже — предоставим».  

В полуметре от Исинбаевой

Радиону 53 года, его дочери Аксане скоро 19. Рекорд отца — 6,02 метра дочь вряд ли превзойдет, но всеми силами стремится допрыгнуть до мирового женского рекорда пока недосягаемой Елены Исинбаевой — 5,06. Она его установила в 26 лет на Играх в Пекине.

Личный рекорд Аксаны пока — 4,55. До «потолка» Исинбаевой ей осталось «всего» семь лет и 51 сантиметр. С 10 лет Аксана занимается легкой атлетикой, а когда ей исполнилось 14 — взяла в руки шест и попросила отца помочь стать рекордсменкой. Так, бывший тренер сборной России Радион Гатауллин вернулся в большой спорт. Первый личный рекорд Аксаны — 3,20. А потом — дело пошло... Сегодня в прыжках с шестом по своему возрасту москвичке Гатауллиной в России равных нет.

Тренировка рекорда

Репортер «ВМ» полон решимости побить какой-нибудь рекорд прямо сейчас.

— Пора бы уже прыгать, Радион Аксанович, силы на исходе! — взмолился я, мокрый насквозь от разминки трусцой и упражнений на растяжку.

— Терпение, мой друг, иначе убьетесь, не добежав до прыжкового сектора.

— А что, бывали случаи?

— Сам я избежал серьезных падений, но на моей памяти несколько человек вылетали за края «подушки приземления» — ломали ноги и руки, получали травмы позвоночника. Неудачная попытка — как со второго этажа упасть на спину. Точность движений — гарантия, что с тобой ничего случится. Это отрабатывается годами. Надо заложить спортсмену в голову стереотип правильных движений, потому что человек не создан, чтобы прыгать с шестом, это абсолютно противоестественная вещь, в отличие от бега, прыжков в длину, спортивной ходьбы.

— Дайте хоть с шестом добежать до «ящика», в который прыгуны втыкают шест перед прыжком.

Тренер идет навстречу. Вес женского «боевого» шеста — 2,5 килограмма, длина под 4 метра, стоит такой больше 50 тысяч рублей, но тут цена не имеет значения. В руках «чайника» любого пола шест — лишь длинная жердь, которая во время разбега, даже на восемь шагов, давит на руки, заваливает тебя вперед, норовя воткнуться в «дорожку».

— Признать поражение — удел сильных, — успокоил меня Гатауллин после пятой неудачной попытки обуздания спортивного снаряда.

На зависть Гарри Поттеру

Да, сегодня шест меня одолел, что ж, посмотрим на его битву с Аксаной. Юная «стрекоза» тренируется шесть раз в неделю, причем только два дня посвящая непосредственно дуэли с шестом. Во время «поединка» она совершает до 15 прыжков с полного разбега. Каждый — на максимуме возможностей, иначе шест не согнешь в бараний рог и он не швырнет тебя в небо катапультой. На тренировках рекорды Аксана не бьет — не та мотивация, да и вместо планки натянута резинка — не уронишь.

В сильных руках Аксаны шест — гигантская волшебная палочка, исполняющая волю кудесницы прыжка. Гарри Поттер отдыхает на своей метле для квиддича…

Четкий и стремительный разбег, шест послушно втыкается в «ящик», сгибается ивой и возносит свою покорительницу к небесам. Я тоже так хочу парить красиво, но мои стереотипы — более приземленные. Надо попробовать себя в дзюдо или в футболе, что ли…

Личный рекорд Аксаны пока — 4,55 метров / Фото: Борис Бухтияров

Жестче шест и выше хват — вот и будет результат

— Послушайте, тренер, а может быть, я ростом не вышел для прыжков с шестом, или мой вес подкачал? — надежда взлететь умирает последней, цепляюсь за нее, как за шест.

Ответ не прозвучал как приговор. Прыжки с шестом позволяют добиться высот людям без выдающихся физических данных. Например, мировой рекордсмен, француз Рено Лавиллени при росте 177 сантиметров и весе в 70 килограмм прыгнул на 6,16 сантиметра.

Нельзя сказать, что Елена Исинбаева (рост 174 сантиметров, вес 65 килограмм) была сверходарена физически и разгонялась как Усейн Болт.

— Лена технически очень грамотно исполняла прыжки. Если смогла она, почему не сможет другая спортсменка, например, Аксана (рост 179, вес 67)? — интересуется тренер.

— Потому что Исинбаева пришла в сектор для прыжков из гимнастики, а Аксана — из легкой атлетики, — парирую я.

— Аксана тоже много времени уделяет гимнастике, на турнике подтягивается 15 раз. В прыжках с шестом оценки за артистизм не ставят. Главное — победить страх и перепрыгнуть планку. Как говорят профессионалы: жестче шест и выше хват — вот и будет результат. Добавьте к этому усердный труд и терпение. Как и в любом виде спорта.

Цифры

2,5 килограмма — вес шеста Аксаны Гатауллиной

800 долларов — цена ее шеста

4,55 — личный рекорд Аксаны

Досье

Радион Аксанович Гатауллин

Родился 23 ноября 1965 года в Ташкенте (Узбекская ССР, СССР).

Заслуженный мастер спорта СССР.

Серебряный призер Игр в Сеуле 1988 года. Чемпион мира в помещениях (1989, Будапешт). Рекордсмен мира по прыжкам с шестом в закрытых помещениях — 6,02 метра (1989, Гомель). Лучший результат на открытом стадионе — 6 метров (1989, 1993, 1994). В Москву переехал из Санкт-Петербурга в 2007 году.

Тренер-преподаватель СДЮШОР ЦСКА, вместе с женой Татьяной Решетниковой (известная бегунья на 100 метров с барьерами) тренируют дочь Аксану. 

Где готовят прыгунов с шестом в Москве?

В ЛФК ЦСКА, в манеже ДДС на улице Рабочей, 53, с.2, в СК «Измайлово», на стадионе в Сокольниках. 

На заметку

Как победить страх перед прыжком?

Аксана Гатауллина:

— Страх преодолевает только уверенность в том, что ты выполнишь все правильно, когда все твои действия отработаны до автоматизма. Нужно четко настраиваться на ритм прыжка и разбега. Ну и приходится себя уговаривать, что ничего страшного в прыжке нет. 

Два года назад во время попытки я упала тазом на железный угол «ящика». После падения меня врачи увезли на тележке, но все обошлось. Мне надоело лежать, я встала и пошла.

amp-next-page separator