Кузнец своего несчастья
Даже самая богатая фантазия вряд ли позволит вам соединить в одной упряжке китайцев и финнов. Тем не менее, фильм «Воин Севера» сделан именно в таком странном содружестве. И причем северной мифологии здесь значительно больше, чем китайского эпоса.Может, потому что режиссер Анти-Юсси Аннила – финн, правда, увлеченный с детства боевыми фильмами про кунг-фу и мечтающий соединить восточную мудрость с северной глубиной.Вдохновленный «Калевалой», в частности, историей о создании железа и мифом о Сампо, Аннила создает фантазийное полотно, в котором переплетаются две судьбы по сути одного человека – финна Кая Пелконена и китайца Синтая Сен Пу. Обоих играет один актер – Томми Эронен, причем отнюдь не богатырь.В этой вольной и достаточно сложной интерпретации «Калевалы» история крутится вокруг древнего магического прибора, который герои таскают с собой из века в век, завернутым в звериную шкуру. По легенде, эта железная кастрюля при умелом обращении якобы дарит людям счастье. А привести ее в движение может лишь рука невзрачного Кая.В его мрачной хижине, напоминающей зловещее подземелье, творится настоящая чертовщина. Что ни предмет – то артефакт. А главный ценитель, новый Мефистофель – исследователь «Калевалы», антиквар Берг – впечатляющая работа звездного Марку Пелтола («Человек без прошлого»). Играет так – глаз не отвести. И когда молчит. И когда говорит. И когда просто смотрит…Смертельный поединок Берга и Кая, сначала – вербальный, потом – физический – главный нерв фильма, который, кстати, готовился не один год.Жанра не разгадаете – сценарист Ийро Кюттенр, с помощью режиссера и продюсера Петри Джикаранта, ухитрился вместить в одну ленту и романтическую лав-стори, и мистические элементы фэнтези, и компьютерные вставки кровопролитных войн, и динамичные поединки с классическими «летающими» китайцами… Потому как наблюдать за тем, как герои просто дерутся ногами и бегают по потолку, сегодняшнему зрителю уже не в кайф. Должна быть мифологическая, философская составляющая… Этакая шелковая подкладка кимоно.Возможно, эта сверхзадача и подвела создателей «Воина Севера». Разобраться в этих параллельных мирах, исторических эпохах, сменяющих друг друга с калейдоскопической быстротой, как и в героях, играющих одну личность, не так-то просто. Но есть выход – перестать напрягать серое вещество и просто любоваться красивой картинкой.Потому как заумь авторов и чрезмерная усложненность сюжета компенсируется великолепными пейзажами – фильм снимался в Китае, в небольшой деревушке Фан Янь в 500 километрах от Шанхая и в Эстонии, под Таллином. Кстати, сцены секретной комнаты снимались в подвале старого Таллинского университета, где, говорят, до сих пор видят привидений.Решив поженить Восток и Север (а не Запад, как принято считать), авторы создали настоящий коктейль чувственной актерской игры. Сдержанная харизма Кая оттеняет страстный темперамент его китайской подруги – ее танец-признание заслуживает высшей похвалы.Вообще, любовные дуэты Томми Эронена, то и дело меняющего черные линзы на серые и длинную косу на короткую стрижку, с китаянкой Чжан Джингчу и финкой Кристой Косонен завораживают своей потаенной лирикой…Словом, не только Восток, но и Север – дело тонкое. Как и сам фильм – подарок для романтиков, умеющих думать и драться за свою любовь. Уже неплохо.