Москве-реке пора стать Москвой
[b]В 1997 году, аккурат накануне празднования 850-летия столицы, я отважился на достаточно безумный поступок, решив пройти всю Москву-реку в черте города – от Строгина до Капотни, от Кольцевой до Кольцевой. Долгие звонки и согласования дали один ответ «Низ-зя! А потому что!», и я отправился в путь на свой страх и риск. Риску и страху было достаточно, о чем и было поведано в серии репортажей «Москва глазами рыбы». Прошли, как пишут в романах, годы – и вдруг редакция обращается с предложением: «А слабо еще раз пройти по тому же маршруту и сравнить, что изменилось за десять лет?»Дважды в одну реку[/b]Ответ был мгновенным – «Не слабо!» А потом я крепко задумался. Во-первых, теперь это будет «Москва глазами постаревшей рыбы» – все-таки полтинник разменял, дедом стал. Что за авантюры? Во-вторых, я уже давно не «вечерочник». И если тогда удостоверение спецкора популярной газеты настраивало правоохранителей на терпимость и понимание, то сейчас мне и показать, коль поймают и вязать начнут, нечего. В-третьих, неделя на репортаж – норма для штатного сотрудника газеты, а на кого мне сейчас бросить свой турсайт? Ну и, что немаловажно, порядка в городе за десять лет все-таки прибавилось – и я вовсе не был уверен, что уплыву далеко...Но задание редакции – это святое. Начал зондировать почву. В речной милиции мне клятвенно пообещали, что если они сами меня не поймают, то это с удовольствием сделают спасатели МЧС, которые, как и милиционеры, постоянно патрулируют акваторию Москвы-реки. Разговор скатывался к очередному категорическому отказу, но вдруг...Вдруг из трубки прозвучало: «А может, вам помочь? К чему законы нарушать, если можно все увидеть с нашего патрульного катера». Отличный вариант, только как же мой надувной «дредноут», крошечная китайская лодка-игрушка, успешно выдержавшая прошлое испытание и десять лет провалявшаяся на антресолях? «Ну, пройдете немного – под нашим присмотром!» – успокоили меня. Раз так – то в путь, пока милиционеры не передумали.На этом участке изменений немного случилось, но все – эпохальные. В Щукине над рекой навис огромный комплекс «Алых парусов». А над любимым москвичами Тушинским аэродромом нависла тень будущего стадиона «Спартак». С реки пока ничего не видно (как, впрочем, и ниоткуда), но само Тушинское поле затихло в ожидании своего конца...И еще одна громада – фантастический мост – выросла в конце спрямления излучины Серебряного Бора. Расположенные неподалеку дачные поселки, приговоренные к сносу, никак тоски и беспокойства не выражают – стояли, стоят и, чует мое сердце, стоять будут...Собственно, это повествование нужно было начать с Нижних Мневников, где и базируется речная милиция. Печальная тут картина – обещанный «Русский Диснейленд» так до сих пор и не дал первых ростков, зато практически почил в бозе совхоз Терехово и зияют пустыми окнами руины поселка Метростроя. Беда в том, похоже, что место – сказочное. Да и золотое, к слову. И слишком многие хотели бы стать его хозяевами. Пока разберутся – исчезнет все, что было, а новое строить некому.Здесь мы, я и фотокорреспондент Виктор Смольянинов, погрузились на катер с сиреноймигалками и во главе со старшим прапорщиком Олегом Хасановым отправились в плавание. Олег в речную милицию пришел «из войск», как он выразился, и по Москве-реке ходит пять лет. Так что гид у нас квалифицированный.Раньше здесь мне запомнилось подводное кладбище автомобилей. Прошу нашего капитана потихонечку идти левым берегом, а сам вглядываюсь в воду... «Машины ищите? – спрашивает Олег. – Так их все давно повытаскивали!» Ага, уже плюс.Чуть далее, по правому берегу – Западный порт, куча приткнувшихся к берегу однотипных буксиров в плачевном состоянии...Затих порт, раньше как шумел-то! А из кустов напротив уже показались корпуса московского Сити. Непонятно почему, но смотрятся они куда менее внушительно, нежели «Алые паруса» в Щукине. Не давят. Наверное, оно и хорошо, что не давят. С другой стороны, как была за выставочным центром стройка десять лет назад, так и сейчас там стройка. Долгонько, да?А вот и мост «Багратион» – парадный въезд в московские набережные. Тогда его спешно достраивали к 850-летию города. Сейчас – уже привычный элемент пейзажа. Далее наш путь пройдет среди гранитных берегов. Помнится, у меня к ним были тогда вопросы...Помню, как меня поразило наполовину очищенное пескоструйными машинами здание гостиницы «Украина» – было мрачно-серым, стало светленьким, чуть ли не желтым. Такое же яркое оно и по сей день.Холодно, ветер – не лучшая погодка для речных прогулок. Однако речные трамвайчики ходят, да и вообще жизнь на реке кипит. Рабочие рядом с выходом огромной трубы у Новоарбатского моста чистят специальный уловитель для нефтепродуктов.Прошел «дворник» – специальный буксир с ковшом для сбора плавающего мусора. Ковш далеко не полон – к счастью, но и, к огорчению, вовсе не пуст... Таких «дворников» в разных местах реки нам попалось три штуки.Плавучий ресторан у Бережковской набережной на месте, и жаль, не успел разглядеть – на месте ли те официантки, что десять лет назад просились уплыть со мной в далекие страны.Вдруг со стороны Лужников на нас попер огромный ресторан. На его фоне буксир, тащивший сооружение, практически терялся. «О, все-таки увезли, – заметил Олег. – Это ресторан «Как на Канарах», он у Нескучного сада стоял. Его давно убрать грозились, но никак не получалось».Позже выяснилось, что для решения вопроса пришлось даже мэру вмешаться. Возле метромоста у Воробьевых гор десять лет назад мной был замечен редкий по идиотизму камуфляж – к приезду мэров европейских столиц выпавшие из облицовки набережной гранитные плиты быстренько заменили пенопластовыми блоками. На проволочки повесили, покрасили...Сейчас облицовка тоже не в идеальном состоянии, но спасибо, что все-таки гранитная. Мимо со свистом пронеслась «Ракета» на подводных крыльях. Какого рожна ей тут, в черте города, носиться? Какая от нее польза-выгода? А вот ту же гранитную облицовку набережных волны от «Ракеты» терзают нещадно...Очень красиво смотрятся пешеходные мосты – Киевский и Пушкинский. И в диссонанс – дебаркадеры вдоль помпезной Фрунзенской набережной, как сараи перед королевским дворцом. Годы их состарили, но с места не сдвинули – хотя и накануне предыдущего городского юбилея были распоряжения убрать офисы-«поплавки».К моему удивлению, памятник Петру уже не так царапает глаз, человек ко всему привыкает. Но менее смешным император в колумбовых шортиках от этого не стал...Тут произошло одно ма-а-аленькое измененьице – вместо гостиницы «Россия» теперь стоит огромная растяжка. На ней надпись – «Дети ликуют». По поводу сноса гостиницы ликуют, надо думать? И еще «дети учатся» и «дети что-то-там-еще».Нет, ну при чем тут дети? А еще именно здесь я выполнил свое обязательство перед своей старой верной подругой – надувной лодкой «Вечерняя Москва». Тут она была спущена на воду, и, наполненная мной с веслом, совершила круг почета у стен древнего Кремля. Что-то даже в носу от нахлынувших чувств защипало – но фотокор скомандовал «Снято!» и мы отправились в дальнейшее плавание.Самое безрадостное зрелище – Москва-река после Краснохолмского моста. Еще в граните, еще центр города – а все уныло и скучно. А уж когда слева начинается промзона... Не открою секрета, что хуже берегов у реки, нежели в промзонах, нет. И именно здесь убеждаешься в том, что пока город Москва и река Москва отнюдь не представляют единого целого. Не нужна река москвичам, если говорить по большому счету. Набережные, как автодороги – это да, тут движение почти везде плотненькое. А как места для прогулок? Наверное, можно посчитать число кафешек по берегам и сравнить результат с числом бензозаправок. Угадайте, кто победит? Вот то-то! А в Париже летом на набережных Сены песок насыпают, шезлонги-зонтики ставят и делают реку привлекательной для десятков тысяч горожан.Купаться нельзя, а загорать-отдыхать – вполне. А на берегах Москвы-реки для прогулок пригодны считанные сотни метров, да и то в самом-самом центре.Свой маршрут мы завершили в Нагатине. Тут возле судоремонтного завода было полно затопленных судов. За десять лет их стало в разы меньше, но все равно долго искать ржавые остовы не приходится. Но – чайки, уточки, водяные лилии... Идеальное место для парковой зоны, а вовсе не для частных причалов, где стоит полузатопленная всякая по случаю кем-то купленная рухлядь. Тем более что по берегам огромные жилые районы – Нагатино и Печатники. Но река местным жителям досталась та еще...Тут, у гидроузла и шлюза, мы поворачиваем обратно – к сожалению, для того, чтобы идти на катере через шлюз, нужны более веские причины, нежели желание корреспондентов «Вечерки». Основной район патрулирования заканчивается тут, а в Коломенском, Марьине и далее несут службу другие подразделения.К слову, патрульный катер может идти со скоростью 70 км/час. Пусть не так, но все равно лихо, двигаемся в обратный путь. Можно еще раз поглядеть на то, что запомнилось. Можно как-то собрать в кучку разрозненные мысли. Главная – здорово, что у города Москва есть такая чудесная река, и плохо, что пока эта река для горожан чаще является помехой, нежели любимым местом. Невооруженным глазом видно, что нет у реки хозяина.Одно ведомство кладет гранит, другое – пускает «Ракету». Водолазы поднимают со дна упавшие плиты, их опять кладут. Опять проходит «Ракета»... Это нормально? Ладно, хоть с плавающим мусором справились, можно сказать. Раньше его везде было в изобилии. А сейчас – лишь в затоне возле ЗИЛа, зато мусор тут высший сорт. Плавучая свалка! Природоохранный Митволь закрутит гайки – и вода станет чище, такой, как в Рублеве и Строгине. Даже дебаркадеры, если ставить их по согласованию с архитекторами и не давать этим дебаркадерам гадить в воду, могут стать решением многих проблем – кафе, лодочные станции, да хоть кинотеатры в них открывай. Только нужно захотеть, чтобы все было по уму и собрать все речные ведомства в одни координирующие руки. Есть же управление Канала им. Москвы, почему бы управление Москвы-реки не учредить? Спасатели, милиция и экологи стали на реке куда заметнее, чем десять лет назад. Да и сама река оживает. Браконьеры появились, сети ставят – слыханное ли дело? Но речную милицию сокращают, причем здорово. Впрочем, это не моя епархия.По долгу службы в свое время я не раз общался с мэром, потому на правах старого знакомого хочу сделать ему одно предложение. Сейчас... Ветер, катер на волнах прыгает, мысли путаются... так вот.Юрий Михайлович! Вы даже не представляете, какое это неземное удовольствие – пройти на веслах под кремлевскими стенами. Потому приглашаю вас. Лодку найдем, я сяду на весла, маршрут мне знаком. Что запрещено – не страшно, я договорюсь, нам с вами разрешат.Уверяю, пятнадцати минут будет достаточно, чтобы принять единственно верное решение – Москва-река должна принадлежать москвичам. До такой степени принадлежать, чтобы прогулка на веслах не считалась криминалом. Чтобы кафешек и туалетов на набережных стало больше, а заправок не стало совсем. Чтобы стало больше мостов. Чтобы стало больше спусков к воде.Да, хлопот, конечно, прибавится, но вас этим разве испугаешь?