Боль на кончике кисти
Портрет – один из самых любимых жанров Анатолия Зверева. Считается, что именно в нем он раскрылся наиболее полно. Выставка в «Доме Нащокина» собрана из нескольких частных коллекций – всего около ста картин.Критерием отбора работ легендарного художника-авангардиста шестидесятых стала исключительно художественная сторона: неважно, когда написана картина и знаменита ли модель, главное – экспрессия и психологизм портретов, высокий уровень мастерства.Его творчество – история русского андеграунда. Оказавшись в советское время аутсайдером с точки зрения классической живописи, он не был принят в своей стране, но стал известен за рубежом. Есть даже легенда, связанная с именем художника: в 1965 году его выставку в Париже посетил сам Пикассо. Выставка принесла Звереву известность, грандиозный успех. А Пикассо был поражен графикой Зверева и назвал его лучшим русским рисовальщиком.Сегодня, когда художники-шестидесятники все больше входят в моду, Зверев поднялся в цене.– Сейчас он стал популярен, потому что стали выходить книги, открылись выставки, – говорит Наталья Шмелькова, автор книги воспоминаний о Звереве, – а раньше он был, как говорится, широко известен в узких кругах. Его работы покупали в основном иностранцы, дипломаты, артисты, ученые.Работы Зверева сегодня ставят в один ряд с такими мастерами, как Винсент Ван Гог, Анри Матисс и Пабло Пикассо. Сам художник своим учителем признавал Леонардо да Винчи, переняв у него плавную красоту и в то же время некую стихийность линий. Он шутил и балагурил, разбрызгивая энергичными мазками кисти сочные краски. Люди, знавшие Зверева, говорят, что он мог написать портрет всего за десять минут, будто пытался поймать и остановить мгновение. Иногда даже руками или окурками.Его портреты ценят за глубокий психологизм, за умение поймать и запечатлеть состояние души человека. При этом в силу какого-то особого таланта портретами Зверева всегда оставались довольны даже самые капризные модели. Иногда он рисовал портреты в благодарность тем, кто на какое-то время приютил его у себя: великому художнику порой не на что было жить. В советское время его образ жизни считался тунеядством, но ничем другим Зверев заниматься не хотел и не мог.– Он был очень свободолюбив, и не создавал свои шедевры специально, – рассказывает Наталья Рюрикова, директор галереи. – Не продавал свои работы, не ждал никаких наград, а рисовал и жил этим, поэтому у Зверева огромное наследие. Он мог написать в день десять, двадцать картин. Ни одному другому художнику такое количество работ и не снилось.Большинство портретов на выставке – женские, при этом есть и знаменитые модели, например, актриса Татьяна Самойлова.Удивительна сила выразительности: от четких линий и ярких пятен, экспрессивных, броских, сочных красок – к мягким полутонам и размытым границам. От графики – к акварели и маслу.Одна из самых ценных картин – автопортрет, написанный за три дня до смерти: четкими, порывистыми, подчас скупыми линиями мастерски передано ощущение гнетущего, безнадежного будущего. Таков великий художник – без прикрас и глянца.Выставка продлится до 21 октября.