Хулио Бокка: танец секса и смерти
[b]Прощальное мировое турне одного из лучших танцовщиков мира Хулио Бокка не могло обойти стороной Москву. Ведь именно здесь после блистательной победы на V Московском международном конкурсе артистов балета перед юным аргентинцем открылись двери в высшую лигу – в прославленный American Ballet Theater. С Москвы началась звездная карьера и мировая слава Хулио Бокка. И немалую роль в победе девятнадцатилетнего юноши на конкурсе сыграл педагог, которого Бокка встретил в Московском хореографическом училище и которого до сих пор считает своим крестным. С профессором Московской государственной академии хореографии Александром Бондаренко мы вспоминаем первые шаги прославленного танцовщика.– Когда ты встретился с Хулио Бокка, помнишь?[/b]– В 1985 году. Хулио на сцене уже 22 года. За это время он неоднократно приезжал в Москву. После того как получил золотую медаль, приехал танцевать «Дон Кихот» в Большом театре. Правда, тогда у него была проблема с мениском. Вообще Хулио перенес уже шесть операций. А последний раз он приезжал в Москву с мамой.– Начиналось это не обычно. Я проходил по второму этажу училища. Сейчас это уже академия, которой заведует ректор Марина Леонова. А в то время была Софья Николаевна Головкина. И, проходя мимо, слышу, что одна девушка спрашивает: «Кто-нибудь может помочь?» Я спрашиваю: «А что случилось?» Она отвечает, что разругались приехавшие на конкурс аргентинские мальчик с девочкой и собираются ехать домой. Я зашел, это было в семнадцатом зале, и девушка стала переводить. Они ведь испано-говорящие, а я нет. Я посмотрел: парень – способный, девушка, это была Ракель Росетти, – тоже. Но она была постарше и позже получила на конкурсе приз как партнерша.Пара была довольно странная – раз рыв в возрасте десять-двенадцать лет, а может, и больше. Но Ракель была в хорошей форме, хорошо выглядела. Когда я впервые увидел их, конечно, у меня была масса замечаний: то не так, это не то, подъемы неправильные, приемы не так делают. То есть, объяснял технику. Но они быстро хватали, и это мне понравилось. Смотрю, сказал – сделали. На второй раз уже получается.Хулио стал вариацию проходить, смотрю – у него вращение неправильно идет, гран пируэт, жете ан турнан не так де лает. Видно, что человек с данными, а приемы исполнения движений неправильные. Приходилось его быстренько исправлять. Они написали письмо Головкиной с просьбой, чтобы я с ними занимался, Софья Николаевна разрешила, и месяц мы с ними работали. Им очень понравилось со мной, Ракель даже просила, чтобы я и ей помогал, не только Хулио. И так день за днем, смотрю – вырисовывается. Я не лез к ним в современные номера, в танго. А классику мы всю переработали. Хулио остался очень доволен, и Ракель тоже.–Да, они люди необыкновенно работящие. И приятно, и интересно, потому что делаешь замечание, а он тут же исправляет и запоминает. У Хулио такая великолепная координация, настолько он любит то, что делает! Мне это и понравилось в нем: на все реагирует, запоминает и выдает «продукцию». Вот это было и интересно, поэтому я с ними и стал работать. А Хулио даже хотел остаться учиться здесь, у меня в классе. Но когда он получил золотую медаль, я ему сказал: «А стоит ли тебе сейчас оставаться? Ты уже взял все, что мог, и пошел дальше. Если хочешь – пожалуйста. Но у меня сей час класс уровнем ниже технически, чем ты имеешь. Поэтому тебе придется многие вещи терпеть, а стоит ли это делать?» И он сказал, что все понял, благодарен, что взял все, что ему нужно.– Я считаю, что он уникальный танцовщик и по восприятию, и по координации. И данные его очень необычные, он в совершенстве владеет телом. Он мог спокойно лежа поднять ногу и лежать так, даже уснуть. Я наблюдал, как он растягивается, удивительно, как будто так и родился – с ногой около уха. И никакого напряжения у него не возникало, притом что все тянутся, мучаются, а он – улыбается. Все с легкостью. И еще он очень выносливый, мог без пауз работать полтора часа, два. Мы с ним времени не замечали, он работал столько, сколько нужно, лишь бы был результат. Жалко, что у нас с ним мало времени было, всего месяц.– Пойду! Конечно! В Москву Хулио Бокка привез грандиозное шоу BOCCA TANGO на музыку Астора Пьяццолы. В спектакле участвуют танго-оркестр, певцы и, конечно, Балет Ар гентины – компания, основанная Бокка в 1990 году. Танцовщик, сотрудничавший с лучшими хореографами и балеринами мира, с Лондонским Королевским балетом, Королевским балетом Дании, Театром Колон, Ла Скала, с труппами Гамбурга, Мадрида и Осло, всегда мечтал создать собственную версию родного аргентинского танго. Вот слова Хулио Бокка: «Танго – это решение проблем с помощью выплеска эмоций, с помощью сердца, секса и любви… Любовь, как и танго, – это движение на сумасшедших скоростях, это беспрерывные метаморфозы, в танго есть то, о чем мужчина и женщина никогда не говорят, даже оставшись вдвоем в постели. В танго есть та степень таинственности, передать которую можно только наготой… Это преступление без убийства. Это смерть без гибели. В танго слезы достаются на долю музыки – скрипке, а тоска – на долю бандонеона. А танцовщикам остается только прийти к тому, что тебе продиктует конкретный момент… Я хочу показать танго таким, каким его не привыкла видеть публика».