Я больше русский, чем голландец

Общество

[b]На фестивале «Молодость» свой новый фильм «Душка» представлял культовый голландский режиссер Йос Стеллинг, автор знаменитых «Стрелочника» и «Летучего голландца», «Бензоколонки» и «Иллюзиониста», «Притворщиков» и «Рембрандта». В «Душке» – а фильм этот выдвинут на ОСКАР-2008 от Нидерландов, объектом внимания мэтра стал, наконец, русский характер, который блестяще воплотил Сергей Маковецкий.– Кто же такой Душка, господин Стеллинг? Инфернальная личность? Или тот младенец, который родился в автобусе у пышной мамы ( Руслана Писанка)?[/b]– Нет, в фильме две реальности. Одна – в фильме, сценарий к которому пишет главный герой. Другая – его реальная жизнь. Именно в ней он встречает простого русского парня, которого назовет Душкой. В автобусе родился не Душка, так назвали младенца свидетели события. Душка просто русский парень. Но он и младенец для меня одно целое. А вообще это сложные понятия…– В конце фильма героиня читает сценарий Боба – прошло 10–15 лет. И финал этот, по сути, просто плод воображения главного героя. Когда запустевший колодец булькает «БОБ» – это тоже часть его сценария. И тут происходит такой катарсис. Он понимает, что Боб – это всего лишь пустой звук.Надо сказать, что некоторые люди на меня злятся за такую интерпретацию – они понимают фильм по-своему.– И Боб, и Душка – это одно лицо. То есть Душка – это альтер эго, второе «я» Боба. И в своем одиночестве он ищет это второе «я». И в конечном итоге находит. Но мы сейчас говорим об определенных уровнях сценария. А вообще мне не очень нравится, когда люди начинают думать над фильмом. Они должны его чувствовать. Мне не нравится, когда люди начинают все раскладывать по полочкам. Это как с музыкой – о ней ведь никто не думает, ее чувствуют.– Для меня кинематограф – это возможность сделать то, что я могу. Как? Основной принцип – собрать вокруг себя как можно больше людей, которые лучше тебя. И не давать им разойтись потом. 1 + 1 = 3. Вот такая теория у меня.Быть режиссером – это не указывать, как снимать фильм. А главная задача режиссера – поднять этих людей на более высокий уровень. Режиссер просто должен помогать им быть лучше. И не только команда в этом участвует.Большое значение имеют и актеры. И мы дружим на протяжении уже 30 лет. Это оператор, композитор, звукорежиссеры…– Я расскажу одну историю, связанную с ним. У нас на съемках есть экран, на котором мы можем контролировать происходящее. И после каждой сцены мы сверяемся – правильно ли сняли.Как правило, режиссер имеет право последнего голоса, право решения. Но я люблю, чтобы мы обсуждали все вместе. И Сергей Маковецкий всегда был на расстоянии – стоял в 20 метрах и просто наблюдал за процессом. Иногда просто смотрел на лица людей, которые просматривают снятое. И когда я спрашивал, зачем он так поступает, он говорил, что все в порядке. И уходил от ответа.И мне один переводчик сказал, что в России запрещено актерам смотреть отснятый материал. И после этого я выделил ему отдельный стул, чтобы он смотрел на экран – на себя. И в этот момент к Сергею Маковецкому пришло прозрение – он сказал, что у него появилось столько идей, которые улучшат процесс… Я сказал – да, без проблем, ты можешь этим заниматься, можешь делать, что хочешь, но все-таки я буду решать, какой кадр пойдет на-гора. И тогда он по-настоящему начал становиться Душкой.И так как он снялся более чем в 50 фильмах, он действительно хороший актер, и у него есть, чему поучиться. К тому моменту мы нашли общий язык и смогли подружиться. И когда я запрещал ему реализовывать свои идеи, он реализовывал их частично. Так, он придумал эпизод с чашкой чая, в которую кладет десять ложек сахара…– Я работаю только по своим сценариям. Я автор фильмов. И фильмы, которые я делаю, – они начинаются во мне. Потом они растут, растут… И перед тем как писать сценарий, я уже знаю, кто мои актеры, кто мои герои и где это все будет происходить. Конечно, у нас появляются дополнения к сценарию во время работы, но мой сценарий – это основа. Это особый вид режиссуры – я как бы настраиваюсь заранее. А сценарий – это вообще способ получить деньги. В моем случае их получает режиссер. И как правило, я делаю игровые фильмы, в которых актеры играют главную роль. И они получают очень большие деньги…– Я не знаю… Когда я бываю в Москве, мне говорят, что я больше русский, чем голландец. В Киеве – что я больше украинец…– Неправильно, когда актер, пытаясь получить роль в фильме, приходит к режиссеру, дает ему свои карточки… Задача режиссера – не найти актера, а раскрыть его душу. Когда вы придумываете фильм, вы лучше представляете, кто будет у вас играть. Какие требования надо предъявлять к актерам. У всех людей, работающих в фильме, должны быть общие точки соприкосновения… А когда начинается съемка, все получается не так, как запланировано.Так, когда мы снимали «Летучий голландец», требовался типаж – жадный человек. Мы представляли его высоким, худым, с длинными пальцами. И когда проводили кастинг – искали такого человека. И когда зашел актер – маленький, толстый, потеющий, лысый, с влажными руками – мы выбрали этого актера. Мы всегда ставим планку выше. И когда уже все вроде есть – ищем что-то еще. Я не разделяю съемочную команду и актеров. Мы вместе, в сговоре, и это наш секрет.Вообще игра актера в фильме не имеет особого значения. Кто хочет – может сыграть. В кинематографе работают образы. Вот в театре – другое дело. Там – да. Что-то среднее между кинематографом и театром – телевидение. Какая-то смесь, где есть и образы, и игра актеров. Это очень сложно объяснить. Потому что когда снимается фильм – чем больше игры актера, тем меньше настоящего кино. Они как бы друг друга вытесняют. Нужно найти золотую середину.Вот сидит на стуле лучший актер Украины. У стула подпилена ножка. Камера показывает ножку. Актер может играть как угодно – все думают о ножке. Вот как кинематограф работает. Его задача – показать именно вот эти детали. И хороший актер будет играть так, как будто он не знает, что стул сломан.– Она фантастичный человек и фантастичная актриса. Когда мы снимали в Киеве на сельскохозяйственной выставке, вдруг услышал пронзительный крик – Руслана репетировала сцену родов за палаткой. Я попросил ее не кричать так сильно. Вообще мы были поражены – она не давала нам расслабиться.Еще один непрофессионал сыграл у нас директора фестиваля. Его нашли случайно. Перебрали многих актеров. А как-то я сидел в фойе и смотрел прогноз погоды. И вот увидел своего героя – усатого веселого мужчину. Он и сыграл у нас в фильме.– То, как я снимаю, формировалось на протяжении всей моей жизни. Нельзя сказать, кто повлиял. Тарковский, Пудовкин, Эйзенштейн… Все повлияли. Надо знать историю кинематографа – все уже было создано. Надо знать и искать. Если у тебя хороший багаж, то ты сможешь создавать хорошие фильмы.

amp-next-page separator