В кино по купону

Развлечения

И в течение минувшей недели Большие залы Дома кино и Центрального дома предпринимателя регулярно превращались в бурлящие муравейники, где в роли неугомонных мурашей выступили любознательные зрители – в основном пенсионеры. Они потянулись в кино за зрелищем отечественного разлива. Причем бесплатно – билеты раздавались в обмен на купон, вырезанный из газеты. И они же решали, заполняя анкеты, кому дать Гран-при в номинациях: «Великолепная семерка» (игровое кино), «Наше новое детское кино» (анимация), «Арт-линия» (эксперименты). Лучшего же режиссера-актера-актрису выбрало жюри из семи НЕкинематографистов. Хотя авторитетная фигура и тут была – командовал парадом снова Алексей Баталов – президент фестиваля.В игровом полнометражном конкурсе особо ждали премьер – нового фильма Станислава Говорухина под сакраментальным названием «Не хлебом единым» по роману Владимира Дудинцева и картину Николая Досталя «Коля – перекати-поле» – сиквел чудной, трогательной ленты 1991 года «Облако-рай».Говорухинская картина – черно-белая, скупая на внешние эмоции сага о преступной любви жены доброго внутри, но внешне безобразного начальника к симпатичному и принципиальному рационализатору. Последний в конце концов страдает за свою принципиальность и оказывается в лагерной шарашке.Жену играет та же пассия Говорухина из «Благословите женщину» – Светлана Ходченкова. Мужа – Виктор Сухоруков. Любовника-рационализатора – мускулинный Михаил Елисеев. Мучительно долгий (110 минут) фильм временами буксует, и вроде бы сами авторы забывают, о чем, собственно, речь… А особое оживление и аплодисменты в зале вызывает появление на экране самого Станислава Сергеевича в роли, ясное дело, самого крупного и самого справедливого начальника.Отдавая должное изысканной картинке, все-таки понимаешь, что по сравнению с книгой, которую когда-то зачитывали до дыр, из коллизии куда-то исчез нерв.Сочетание эпического размаха соцстроительства с латиноамериканской мелодрамой дало комический эффект. И та же лагерная шарашка смотрится потемкинской деревней.Сентиментальный финал лишь констатирует бесповоротное падение Станислава Сергеевича в махровую мелодраму. В финале героиня демонстрирует сидящему за решеткой возлюбленному их общего ребенка… Ее большие глаза светятся счастьем и любовью. На трехминутный крупный план Говорухин пленки не пожалел…– Ах, как хороша, очень! – восторженно шептали старушки слева от меня, видимо, узнавая в героине самих себя пятидесятилетней свежести.В общем, приличная, хотя и запоздало-нудноватая стилизация с замечательными актерскими работами (Сухоруков в роли страшного влюбленного монстра просто превосходен!). Но не больше.А Николай Досталь ухитрился собрать в «Коле – перекати-поле» обаятельных провинциальных героев «Облака-рая» – даже достав сгинувшего на просторах Швейцарии циркача Андрея Жигалова.Кем стали трогательные соседи по хрущобе в волчьей пасти капитализма – конечно, посмотреть интересно. Но закон сиквела незыблем: и продолжение смотрится пародией.Даже роскошные Ирина Розанова и Алла Клюка подрастеряли былое очарование периферийных королев… Только Жигалов великолепен – какого комика мы потеряли! Перед показом «Последнего уик-энда» Павла Санаева желающие могли пофоткаться на фоне двух изрядно подержанных малиновых кадиллаков, припаркованных у Дома кино. Именно в автомобиле разыгрываются драматичные события этого молодежного триллера. Случайные знакомства, отношения, связи и как результат – четыре смерти, нелепые и абсурдные, как и сама канва жизни поколения пепси. Картину, безусловно, будут сравнивать с «Бумером». Саундтрек получился, пожалуй, не хуже. Но вот назойливое деление взрывом-вспышкой эпизодов представляется сомнительной и совсем не оригинальной находкой.Санаев рассказывает о том, что хорошо знает – о молодежной субкультуре, субдружбе, сублюбви. Это плюс. Но при этом не забывает эксплуатировать уже найденные типажи. Это минус.Вот снова Гоша Куценко – конечно, бандит, навевающий страх и ужас на окружающих. Вот подозрительно смахивающий на молодого Хабенского Иван Стебунов в роли Кости, которому повезло больше других (он остался жив).Вот эффектная Татьяна Арнтгольц в роли Кати – девушки без комплексов и ветрил, но требующей к себе непонятно почему уважения. Говорить об игре тут не приходится вовсе – кроме умения строить глазки, визжать и куда-то отползать, джинсовая героиня так ничего и не продемонстрировала.В финале мы узнаем, что все страсти произошли только в воспаленном воображении героя – Костика. Оказывается, перед нами просто одна из версий. И под размышления о стрелках и рельсах нам предлагается переиграть сюжет – обойтись без крови и жертв. Вековая черта русского человека – подумать задним умом и посмотреть, что из этого получится, разыгранная Санаевым как козырная карта, вызывает большое одобрение зрителей. Но все-таки смотрится, скорее, как философский экзерсис, чем как оригинальный сценарный ход.О «Бедных родственниках» Павла Лунгина этим летом не писал только очень ленивый. Картина, собравшая на «Кинотавре» букет призов – главный приз, а также за лучший сценарий (Геннадий Островский), за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский), специальное упоминание актрисы из Израиля Эстер Гуетен – вышла на «Московскую премьеру» уже явным фаворитом.Тем не менее история о том, как мелкий жулик в плаще пытался играть по-крупному и записал в родственники совершенно посторонних людей, возможно, только выиграла бы без назойливо педалируемого еврейского колорита.К тому же поверить в иудейскую сущность дебошира Яши-Гармаша (в отличие от Хабенского, Каневского или Спиваковского) представляется несколько затруднительно… В результате – неостроумно, несмешно, герои фильма действуют в вакууме, возвышаясь над ландшафтом фанерными фигурами, плоскими и безжизненными. Впрочем, чего же ждать, если все действие практически вертится вокруг кладбища и эксгумации трупа?А вот «Требуется няня» Ларисы Садиловой– фильм в высшей степени полимерный и загадочный. О мотивах поведения героини, которую с тонким шармом сыграла Марина Зубанова (мы ее запомнили по картине «С любовью, Лиля»), можно только догадываться. Но скромная девушка, что называется, из народа, дает всем прикурить.Няня, превращающаяся на наших глазах из ангела в монстра, и глубоко положительная новорусская чета (превосходная работа Виктории Исаковой и Алексея Макарова) переворачивают наши представления о национальных архетипах.К тому же в картине на редкость осмысленно играет ребенок – семилетняя Ира Шипова, добившаяся на «Кинотавре» специального упоминания жюри в номинации «лучшая женская роль».Растрогал «Итальянец» Андрея Кравчука – история маленького, но гордого человечка из детдома, отказавшегося от забугорного счастья в пользу родины-уродины (кстати, Гран-при детского конкурса МКФ в Берлине-2005).Рассмешил «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина, пригласившего на свой лукавый проект как начинающих, так и уже раскрученных звезд – вроде сексапильного Михаила Пореченкова или женственной Юлии Высоцкой.В студенческом коротком метре наиболее яркими показались «Дверь» Владимира Кота, «Увольнение» Алексея Мизгирева и «В ожидании» Эдуарда Пальмова. Последняя ч/б работа, оригинально снятая в стилистике стопкадра, уже получила признание на нескольких студенческих фестивалях.В экспериментальной «Арт-линии» лидировали «4» Андрея Хржановского, «Первые на Луне» Алексея Федорченко, «Большая Медведица» Лилии Вьюгиной (о Наталии Медведевой и ее непростой судьбе), а также 312-минутный (!) «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных» Александра Расторгуева.А для детей в «Нашем новом детском кино» припасли роскошную анимацию – «Алеша Попович и Тугарин змей», «Буревестник», «Щелкунчик» «Про мышонка», «Незнайка и Баррабасс».О Наталье Гундаревой вспомнили в день ее рождения, 28 августа, на вечере памяти. Пришли все кто мог – от Андрея Смирнова до Александра Панкратова-Черного. О грядущих проектах помечтали на другом вечере – «Кинозавтра» в «Клубе на Брестской».Не самых слабых, поверьте. Вроде «Волкодава» Николая Лебедева, «Бумера-2» Петра Буслова, «Перегона» Александра Рогожкина или «Танкера Танго» Бахтиера Худойназарова.Но эти деликатесы – уже в тему следующей «Московской премьеры».[b]ПРИЗЫ III МОСКОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО «МОСКОВСКАЯ ПРЕМЬЕРА»«ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА»Гран-при – приз зрительских симпатий за лучший полнометражный игровой фильм программы [/b]– «Итальянец» (режиссер Андрей Кравчук)– «Не хлебом единым» (режиссер Станислав Говорухин)– Марина Зубанова («Требуется няня»)– Александр Яценко («Солдатский декамерон»)– «Дверь» (режиссер Владимир Котт)[b]«НАШЕ НОВОЕ ДЕТСКОЕ КИНО»Приз зрительских симпатий за лучший полнометражный игровой/анимационный фильм программы [/b]– «Щелкунчик» (режиссеры Татьяна Ильина, Алексей Шелманов, Наталья Мальгина)– «Тайна Волчьей пасти» (режиссер и продюсер Алла Сурикова)– Василий Брыков – Николай Караченцов– «Буревестник» (режиссер Алексей Туркус)[b]«АРТ-ЛИНИЯ»Приз зрительских симпатий [/b]– «Большая Медведица» (режиссер Лилия Вьюгина)– «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных» (режиссер Александр Расторгуев)– «Какими мы не будем» (режиссер Александр Велединский)

amp-next-page separator