Служители пульта

Развлечения

[i]В ближайшие дни всем нам предстоит общаться с представителями РПЦ чаще, чем обычно. Даже если вы воинствующий атеист. Телевидение сделает каждого зрителя участником торжественного богослужения.Благое, в принципе, дело — телетрансляция праздничных служб для тех, кто по разным причинам не может добраться до храма, — превратилось в агрессивную манию.В полном соответствии с народной мудростью — «Заставь дурака Богу молиться...» — два канала одновременно показывают службу в Богоявленском соборе, еще один — ведет трансляцию из Храма Христа Спасителя, третий — размещает камеры в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Корреспондент TV-Текста решил проанализировать феномен воцерковления отечественного ТВ.[/i]Дискуссия о том, можно ли использовать телевизор (он же «ящик сатаны») для проповеди Евангелия актуальна по сей день. Правда, церковные иерархи по-тихому от участия в дискуссии отстранились и начали уверенно осваивать новое дело. Началась спокойная работа над созданием православного телевидения. Идея эта в самое короткое время была подхвачена широкими кругами образованной и стремящейся к вере общественности.Что получилось в результате? Читаем материалы отчета «Средства массовой информации Русской православной церкви на пороге третьего тысячелетия», подготовленного председателем издательского совета Московской патриархии архиепископом Тихоном: «За минувшие годы на телевидении было создано много интересных передач, таких, как «Православный месяцеслов», «Ортодокс», «Канон» и, конечно же, авторская программа митрополита Смоленского и Калининградского «Слово пастыря». К сожалению, не все они дожили до нынешнего дня...».При всем желании способствовать популяризации православного вероучения, хочется заметить: странно, как вообще дожили до сегодняшнего дня некоторые из этих программ. Они же из года в год не могут вырваться из круга дежурных тем: каким святым о чем молиться, постное меню, проблема абортов и сексуальное воспитание в школе.Практически это все, что родила православная тележурналистика за одиннадцать лет.Чтобы избежать обвинений в непочтении к православию, отметим, что качество религиозных программ — беда не только отечественного ТВ. По данным, полученным американскими социологами, 60% верующих американцев крайне недовольны религиозными телепрограммами. Основная причина разочарования в «религиозном телевидении», по мнению опрошенных, состоит в том, что авторы программ не учитывают запросов зрителей.«Если вы столкнулись с проблемой импотенции, имеет смысл сходить в церковь. Нужно рассказать батюшке о своих проблемах... Ведь все мы стоим перед лицом бесконечности».Иван Охлобыстин, программа «Без рецепта», эфир — март 2000 г. Продвижением православных программ на телевидении изначально занималось Православное Информационное Телевизионное Агентство (ПИТА), которое затем было реорганизовано в Информационное агентство Русской православной церкви.Впрочем, ни на форме, ни на содержании программ реорганизация не отразилась. «Канон», «Ортодокс» и другие церковные продукты так и оставались сухими и пресными, как одноименная пресная лепешка-пита.Идея оживить эти программы возникла три года назад. Выяснить, кто решил привести в православную программу Ивана Охлобыстина, не представляется возможным, так же, как получить в Патриархии конкретный ответ на какой-либо вопрос. Вероятно, о таланте и пламенной вере Ивана Охлобыстина упомянул кто-то из особо продвинутых московских священнослужителей, например о. Александр Шаргунов, имеющий самые широкие связи в мире православного истеблишмента.Но суть не в этом. Приход бывшего наркомана, рокера и отвязанного во всех смыслах «чувака» в эфир православной программы, казалось бы, должен был приблизить ее к народу.Но чуда не произошло. Самое интересное, что программа осталась такой же скучной, как была. Это при том, что охлобыстинские эскапады в православном духе до сих пор цитируют все кому не лень (смотри выше).Выводов из истории прихода-ухода Ивана Охлобыстина можно было сделать достаточно, однако руководство Информационного агентства РПЦ ограничилось одним — ничего не получилось, потому что ведущий плох. Ведущего сменили. Теперь программу «Канон» ведет никому не известный, в отличие от Охлобыстина, Дмитрий Менделеев в компании тинейджеров и представителей прессы. Участники высказывают свое субъективное отношение к посту или венчанию, приводят аргументы, не вступая в споры друг с другом. Очень чинно и вполне в духе современного диалога всех со всеми.Вообще православное телевидение постоянно пытается, с одной стороны, быть современным и популярным, а с другой — следовать догмату и традиции (если это слово применимо к телевидению вообще). В итоге не получается ни того ни другого.Телевизионное православие сегодня представлено в двух видах — сусальное в бумажных цветочках с непременным батюшкой, который учит, как надо жить («Слово пастыря», «Русский дом»), или уж какое-то совсем «либеральное», представленное в рубриках различных светских программ — беседы со священнослужителями в рамках телеканалов «Доброе утро» и «Добрый день» (ОРТ), «Дата» (ТВЦ).Так, совершенно случайно включив ТВЦ или канал «Культура», можно наткнуться на экскурс по святым местам или дискуссию о совместимости сексуального просвещения с православной традицией. Или и вовсе на обсуждение проблемы пришествия антихриста в связи с присутствием числа 666 в штрих-кодах или ИНН.«Новое русское кино, бесконечные телеигры и ток-шоу отечественного телевидения твердят одно: главное — успех. И лишь старое советское кино и некоторое голливудские картины намекают: успех — не главное. Главное — не предавай, не топчи других людей, уступи слабому и защити его».Диакон Андрей Кураев, статья «Фильм о «Титанике»: взгляд богослова».Часто в эфире программ, заигрывающих с православной тематикой, выступает священник Олег Стеняев и освещает, в частности, такую деликатную тему, как отношение церкви и священнослужителей к деньгам. Нет смысла цитировать отца Олега, достаточно сказать, что сей пастырь известен тем, что одним из первых в Москве начал освящать машины, офисы, магазины. Кстати сказать, в прихожанах заметно встречное рвение. Добропорядочный христианин Никита Михалков однажды явился на службу в храм Николая Чудотворца в Пыжах к святому отцу Александру Шергунову с целью освятить статуэтку «Оскара». Обряд был совершен.Отдельная тема — внешнее соответствие священнослужителей требованиям экрана. Лицеприятие — конечно, грех. Но совершенно непонятно, какого эффекта пытается добиться церковь, «выпуская» на экран для проповеди поста и усмирения плоти «батьку» весом под двести кило, лоснящимися щеками и заплывшими глазками.Вообще телевизионная версия православия — вещь своеобразная. Согласно этой версии, православие можно вполне компактно уложить в понятие поста, молитвы, послушания и отказа от тлетворных благ цивилизации, не вдаваясь особо в подробные объяснения смысла всех этих действий. Доходит до того, что отдельные телепроповедники в эфире призывают отказываться от чая, кофе и... просмотра телевизора.Как сказал один мудрый священник в ответ на очередной такой призыв: «От собственной глупости надо отказываться, а не от телевизора».Впрочем, есть и исключения. Периодически на каналах выступает диакон Андрей Кураев, который говорит вещи настолько мудрые и простые, что поневоле создается впечатление, будто Кураев раскольник или человек, к Московской патриархии отношения не имеющий.Хотя это и не так, Кураева интересно слушать. Почему? Возможно, причина в том, что он ведет себя на экране не как поп, а как человек, который верует в Христа и несет эту веру, а не машет ею, как красным флагом. Вера не мешает ему говорить о том, что ему нравятся «Титаник» или «Терминатор».В пасхальные дни верующих ожидает испытание. Дай Бог всем им не усомниться в своей вере после Страстной и Пасхальной недель, а неверующим не застыть навеки в неверии.Каналы будут соревноваться в показе праздничных богослужений с участием политиков и первых лиц государства, выступлений патриарха, пасхальных программ и фильмов. Очевидно, в последние годы многие государственные имиджмейкеры вспомнили знаменитую триаду графа Уварова, которая всегда дает свои плоды: православие, самодержавие, народность.Функции народности у нас выполняет поп-культура, чьи проявления настигают повсюду — от архитектурного облика до музыкального оформления нашей жизни. Самодержавие? Ну это, очевидно, по-новому понимаемый авторитаризм, всенародно избранный и с человеческим лицом.Православие — с этим тоже все в порядке. Только самый последний циник усомнится в полезности и святости публичной телемолитвы. Дорога к Храму уже заасфальтирована.

amp-next-page separator