Земля и крест

Развлечения

Во времена, когда в моде были положительные идеалы, Василия Игоревича наверняка ставили бы в пример студентам художественных вузов. Еще бы: патриот, хороший сын, самый молодой народный художник России. Работоспособность огромная. В одиночку творил огромные фрески в храме Христа Спасителя. Создает и многофигурные эпические полотна. В общем, как говорится, смотрите, завидуйте. Для этого скоро и музей художника на Арбате откроют. Ну а пока что с его картинами можно познакомиться на экспозиции в Георгиевском переулке.Она включает в себя три зала. В одном – пейзажи и работы на религиозную тему, в другом – полотна, связанные с русской историей. Третий зал – портретный. Большинство картин уже показывали на выставке в Большом Манеже. Но есть и новые работы. Центральное место среди них принадлежит картине «Отстоим Севастополь!». Она посвящена 150-летию легендарной обороны города.Это полотно демонстрировалось в Историческом музее летом прошлого года. А осенью его отвезли на персональную выставку Нестеренко в Севастополе. Мероприятие сопровождалось широкомасштабной рекламной кампанией. Десятки биллбордов и две тысячи плакатов с фрагментами центральной части картины и надписью «Отстоим Севастополь!» заполнили основные города Крыма. Лозунг, написанный на русском языке (который, между прочим, в этих местах уже стал редкостью), произвел фурор. На акцию откликнулась вся местная пресса, из столицы для репортажа приехала съемочная группа НТВ.Художник и сам родился на Украине, в Павлограде. Но обучался профессии и мужал в Москве.Как-то в одном интервью Нестеренко говорил, что в нашей стране искусство – это всегда политика. Заметно, что он не чурается воздействовать на публику через кисти и холст. Еще одна социально острая картина из новых – «Непокоренный». Старик-моряк, весь в медалях, стоит на снегу с угрюмым и упрямым выражением лица. Прямо скажем, весьма далеким от благостного настроения юбилея Дня Победы.Кто пытается покорить пожилого героя в наши дни – Чубайс ли, пенсионная ли реформа – остается только догадываться. Но, как заявлено в пресс-релизе выставки, художник посредством этого полотна «жестко обостряет многие нерешенные вопросы, связанные с сегодняшним положением ветеранов и нашим отношением к Великой Отечественной войне». Помимо картин, на экспозиции есть и две иконы. По мнению Нестеренко, сакральные предметы, конечно, должны принадлежать церкви, а не музеям. Но вот вопрос о том, показывать или нет их в галереях, художник, по-видимому, решил положительно. На время нынешней выставки он попросил у настоятельницы монастыря в Новоголутвине написанную им икону святого Уара, которая сейчас принадлежит обители.Говорят, что этот мученик – единственный, кто предстоит перед Богородицей за некрещеных умерших, за которых в церкви даже нельзя подать записочки. Поскольку после советского времени таких покойников особенно много, Нестеренко посчитал, что нелишне напомнить народу об уникальном святом.Иконы для людей религиозных всегда несут в себе что-то сокровенное, интимное. Из сферы глубоко личного у художника на выставке и два портрета самых дорогих ему людей – мамы и жены с ребенком (изображение женщины с симпатичным младенцем называется «Русская Мадонна»).Но, пожалуй, одно из самых сильных психологических полотен, ради одного которого на выставку обязательно стоит сходить – «Портрет Василия Ланового в роли Бернарда Шоу». Эта картина была написана еще для выставки в Большом Манеже. Она так хороша, что вполне может встать в один ряд, например, с «Портретом М. Н. Ермоловой» кисти Серова.Кстати, сам Лановой был на открытии нынешней выставки.Но рассказать о том, как позировал для Нестеренко, отказался, заметив, что это «длинный и сложный разговор».

amp-next-page separator