Золотые гектары Москвы
.– Государственный подход при исполнении своих обязанностей подразумевает не только выполнение плановых заданий, с которыми департамент в 2005 году справился в полном объеме, но и оценку собственных возможностей на дальнейшую перспективу, умение увидеть то, на чем необходимо сосредоточить свое внимание и критически осмыслить проделанную работу. Земельные ресурсы города не прирастают, а это значит, что учет и рациональное использование земли в увязке с утвержденными городскими планами и программами должны стать для нас законом, – сказал Виктор Дамурчиев.И здесь в первую очередь необходимо совершенствовать систему управления и получать помощь коллег из Москомархитектуры, БТИ, комплексов и комитетов, ни на минуту не забывая о том, что и департамент должен немедленно подключаться к решению общегородских проблем и своевременно откликаться на запросы коллег.В идеале это и есть «одно окно», когда заявитель может обратиться в четко выстроенную структуру и быть услышанным. А для этого нужно совсем немного и в первую очередь досконально отработать регламент взаимодействия департамента и заинтересованных структур. Мы все в равной мере должны нести солидарную ответственность за конечный результат.Вторая, и не менее ответственная часть – это регулярная работа с арендаторами и хозяйствующими субъектами. К сожалению, мы зачастую встречаемся лишь в арбитражных судах, что говорит о недостаточном уровне взаимопонимания. А это – наши равноправные партнеры, вкладывающие свои средства в городскую экономику и имеющие право не только на получение информации, но и на содействие со стороны чиновников в рамках действующего законодательства.Нам давно пора усвоить одно золотое правило: арендатор не всегда прав, но он всегда арендатор, а значит, платит в бюджет деньги и вправе требовать от властей соответствующего к себе отношения. А с чем мы сталкиваемся на самом деле? Нам решительно не хватает активности и инициативы, которые ни в коем случае невозможно скомпенсировать профессионализмом. Иногда руководитель предприятия вынужден обращаться к руководству города с просьбой разъяснить ему, каким образом формировалась кадастровая стоимость и как она доводилась до сведения арендаторов. Большая и нужная городу работа, сделанная с хорошим результатом, но неграмотно доведенная на места, вместо понимания вызывает законное раздражение у тех, кто должен пользоваться ее результатами.Формируя земельную политику города, мы должны заглядывать как минимум на 5 лет вперед. Для этого у нас есть все возможности, как финансового, так и интеллектуального плана.Мы не имеем права отставать от событий, а ведь тенденции, связанные с кадастровыми новшествами, появились не вчера, а упорно витали в воздухе на протяжении последних двух лет.Конечно, спокойнее было их не замечать, вместо того чтобы готовить собственные предложения с учетом проделанной в городе работы. В этом случае мы не позволили бы облечься в форму закона тем идеям, с которыми сегодня испытываем серьезные сложности.Ни у кого не вызывает сомнения и то, что от качества законодательной базы федерального и субъектового уровня во многом зависят успехи в работе регионов. Москва находится на достаточно серьезных рубежах и более трех лет пользуется утвержденным на правительстве кадастром, сделанным в полном соответствии с федеральной методикой. Предложения, а точнее, требования его переутвердить – это откат назад на серьезные сроки. Самое главное – он не станет от этого весомее и точнее. Сомнительное мероприятие с учетом того, что достоверность и актуальность кадастра подтверждается городскими службами с внесением новых данных на регулярной основе. Я не говорю о дежурной карте, к которой наши специалисты обращаются десятки раз в день, отражая на ней любые изменения, происходящие на городской земле. Это то, с чем нужно считаться всем, и руководствоваться в данном случае принципом «не навреди».Кроме вопросов земельного кадастра и земельной политики, по-прежнему остаются жизненно важными такие разделы, как информационное взаимодействие, становление и развитие Реестра единых объектов недвижимости, или РЕОН, как исключительно городского информационного ресурса.Следующий серьезный блок вопросов будет связан с требованиями норм Жилищного и Земельного кодексов, а также федеральных законов об их введении в действие, предоставить собственникам зданий и сооружений по их желанию соответствующие земельные участки в частную собственность.По-хорошему эти темы и их правильное, а главное, грамотное рассмотрение и есть та генеральная задача, которую нам предстоит решать в 2006 году, опираясь на собственный коллектив и городские структуры.В первую очередь необходимо обеспечить информационную и правовую связь всех зданий и сооружений в городе Москве с соответствующими земельными участками, а также осуществлять межведомственную координацию при формировании данных РЕОН, которые могут быть использованы для целей управления городским хозяйством. Интегрирующим информационным слоем для РЕОН должны быть данные о землях города, координатах и границах земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, а также необходимых для использования таких зданий и сооружений. То есть все здания и сооружения в Москве должны быть посажены на землю.Ключевой задачей 2006 года остается оформление участков в собственность. Эта работа в городе началась, и если бы разработчики законов изучали не только зарубежный опыт, но и вникали в реалии, существующие в России при подготовке законодательных актов, она бы шла намного успешнее. Мы ясно понимаем, что нужно в данный момент делать для того, чтобы частные домовладельцы смогли сегодня реализовать свои права на когда-то выделенном под застройку земельном участке. Их в городе порядка 6,5 тысячи, и, как правило, это окраинные районы города. Но это одна категория граждан, кстати, самая малочисленная.А ведь в законе говорится и о гражданах и юрлицах, проживающих в многоквартирных домах, собственниках нежилых зданий и сооружений и многих других. Город десятилетиями развивался и жил по другим правилам, да и в другой системе. Формировались целые районы и кварталы с общими дворами, спортивными площадками на микрорайон, объектами соцкультбыта и бытового обслуживания. Это была совершенно иная идеология, как в политике, так и в градостроительстве. И неужели для того, чтобы это понять, нужно быть семи пядей во лбу. Я думаю, что если такой трудоемкий процесс, как установление границ в результате межевания с учетом всех изложенных обстоятельств в гигантском мегаполисе будет, в основном, выполнен в течение 5 лет, и мы получим четкие и обозначенные участки придомовых территорий, – это будет хороший результат. В противном случае можно получить еще один пример того, как не нужно работать. Только последствия здесь возникнут достаточно негативные в виде огромного количества нареканий и осуждения властей. А главное – скомпрометирована сама идея, на первый взгляд, хорошего начинания. Здесь с нами солидарны специалисты из разных областей, включая зарубежных экспертов.Немало проблем возникает с приватизацией земельных участков, на которых расположены предприятия и ФГУПы. Например, проблема соответствия площади земель, необходимой по нормативам для функционирования предприятия по его проектной производственной мощности, и фактического производства, которое в течение уже длительного времени меньше проектной мощности во много раз, а количество рабочих мест на производстве также сократилось многократно. При этом само предприятие уже давно существует как рантье, живущий за счет сдачи бывших производственных площадей под склады, магазины и иные непрофильные объекты, практически остановив свою производственную деятельность.Мы предполагаем разбирать эти вопросы с обязательным участием отраслевых департаментов и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (Панина Е. В.), мнение которых должно учитываться при принятии окончательного решения.Несколько слов о работе городской Комиссии по землепользованию и градостроительству. Ни у кого не возникает сомнений в том, что выделение земельных участков может происходить только в конкурсном режиме. Это задача, поставленная мэром и обеспеченная соответствующими распорядительными документами правительства Москвы. Комиссия сформирована с участием первых лиц, представляющих не только департаменты и комитеты, но и осуществляющих контроль и правовой надзор за деятельностью органов правительства Москвы. За 2005 год и с начала 2006 года на ней было рассмотрено более 900 вопросов. В первую очередь рассматривается возможность продления сроков строительства, анализируются причины неисполнения обязательств. Надо признать, что зачастую происходит и так, что городские структуры не выполняют своих обязательств перед инвестором и арендатором, передавая обремененные объекты. Где-то требуются отселение жильцов и арендаторов, получение заключений экспертиз. Все это приходится учитывать на стадии принятия решения. Следующий блок вопросов связан с категорией зарегистрированных арендаторов и собственников, развивающих свои производство и бизнес. Комиссией рассматриваются и вопросы, связанные с реконструкцией и реализацией проектов. Решение принимается только после заключения Москомархитектуры и Тендерного комитета о том, что участок не может быть предметом самостоятельного конкурсного рассмотрения.[i]Рассмотрено и обработано 2470 заявлений о согласии арендодателя на сделки с правом аренды земельных участков и оформлено 575 сделок, в том числе:500 договоров ипотеки (залога) права аренды земли;72 договора купли-продажи и переуступки права аренды земельных участков;3 договора о внесении в уставный капитал права аренды земли.[/i][i]Сегодня в Департаменте работают 17 человек с ученой степенью – это доктора и кандидаты наук. 49 человек носят звания заслуженных и почетных землеустроителей России, 7 лауреатов премии им.Ф. Н. Красовского, 1 лауреат Государственной премии, многие из них стояли у истоков создания современного Земельного кадастра в стране, обучали студентов и печатали собственные учебники.[/i][i]В 2005 году Департаментом земельных ресурсов выполнены плановые задания, обеспечено поступление средств в бюджет в объеме 16 588, 4 млн рублей; – реализованы меры по внедрению положений Земельного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов по вопросам имущественно-земельных отношений в Москве. Московской городской думой принят Закон города Москвы от 1 июня 2005 года № 19 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 «О земельном налоге».В 2006 году земельные платежи должны принести 12 370,2 млн руб., в том числе:арендной платы – 10 238,2 млн руб.платежей за право аренды земельных участков – 1 046,9 млн руб.земельного налога – 1 085,0 млн руб.[/i]