Распроданы билеты в рай
Анатолий Осмоловский – деятель культуры заслуженный – один из лидеров 90-х. Прославился своими скандальными художественно-политическими акциями: словом из трех букв на Красной площади, баррикадой на Большой Никитской в память о парижском «Красном мае» 1968 года и многими другими геройствами.В контраст ему Виктор Алимпиев – аполитичный интроверт, певец прекрасного (прежде всего своей жены Люды). И растущая не по дням, а по часам суперзвезда интернационального искусства. Виктор делает лирические видеоинсталляции и потом монтирует из них короткие фильмы (), а также пишет в сложной авторской технике абстрактные картины в однажды найденной розово-серо-зеленой гамме.Только в этот раз картины Алимпиева оказались не просто совершенными в живописном плане, но и глубоко идейными. Из этикеток рядом с полотнами зритель может узнать, что на картинах изображены выцветшие красные знамена (то ли русского коммунизма, то ли международного рабочего движения). И это у столь далекого от политики мастера! Возникает подозрение: дело не обошлось без революционных козней его партнера Осмоловского. Несколько лет назад Анатолий Феликсович подпал под влияние теоретика американского абстракционизма – троцкиста Клемента Гринберга – и с тех пор пытается скрестить ужа и ежа – буржуазное современное искусство и антикапиталистический протест, да еще под сенью одной из самых богатых галерей Европы.Само название выставки «Плечи Элен» относит зрителя к роману Льва Толстого – к прекрасным раменам Элен Безуховой. Одновременно это и лозунг, под которым сегодня Осмоловский работает сам и призывает работать других художников. Он отказывается от помоечной эстетики своего политического искусства и пытается создать произведения совершенные.На его взгляд, совершенство материализуется в белой эмали, покрывающей плоские бронзовые скульптуры – увеличенные изображения пробитых трамвайных билетов («Билеты в рай»), посвященные прошлогодней борьбе пенсионеров с монетизацией льгот.Тем самым Осмоловский опровергает один из основных тезисов западной левой эстетики – запрет на эстетизацию политики и даже на художественное совершенство, что политически якобы обязательно оборачивается фашизмом. Хотя, поверьте, трудно признать художественно совершенными билеты Осмоловского, даже если с точки зрения технологии они и безупречны. Не каждый готов увидеть новую эмалированную кастрюлю прекрасной только за красоту ее эмалевого покрытия.Главное же – трудно уловить протестное содержание в скульптурах и картинах Осмоловского и Алимпиева, сознательно дистанцированных от неприглядной действительности. Тем не менее их опыты заслуживают пристального внимания как пример оригинальной работы с содержанием и формой.