Обыкновенное чудо

Общество

Когда-то его дед – знаменитый священник и философ Павел Флоренский – писал, что чудо – это место пересечения двух миров: земного и высшего, горнего. С таким наследством внуку, как говорится, сам Бог велел заниматься подобными явлениями. Хотя по основной своей профессии он геолог и в настоящее время возглавляет кафедру в Институте нефти и газа. Но шесть лет назад руководство Русской православной церкви пригласило его войти в комиссию, занимающуюся чудесными знамениями. Помимо Павла Флоренского, туда также вошли физик и палеонтолог. Такой союз церкви и науки вовсе не случаен. Дело в том, что, по словам Флоренского, многочисленные чудеса, повсеместно происходящие в наше время, вызывают у церкви некоторое беспокойство. Чудо – это отклонение от нормы, а отклонение не всегда уместно.«Опытный батюшка уносит в алтарь икону, которая начинает мироточить, чтобы не отвлекала», – говорит профессор Флоренский. В царской России любое проявление того или иного рода чудес тщательно расследовалось, а в Ватикане существует целый институт, изучающий подобные явления. У нас пока есть только рабочая группа.По словам Павла Флоренского, чудеса вполне поддаются классификации и бывают трех видов: чудеса, связанные с духом, со здоровьем и вещественные. Рабочую группу по чудесным знамениям интересуют как раз вещественные чудеса. Они в свою очередь подразделяются на три группы: мироточение, отражение на стекле киота изображения икон и обновление икон. Каждый подобный случай рабочая группа тщательно проверяет с помощью самых современных научных методов. Причем профессор намекнул, что анализ проводится в суперзакрытых и секретных лабораториях.Конечно, чудеса не прерогатива одной лишь православной церкви и случаются в любых конфессиях. В частности, в китайской летописи был зафиксирован случай превращения воды в вино. А чудеса исцеления могут демонстрировать и люди, далекие от церкви, – например, шаманы. Но подобные случаи не входят в сферу профессиональных интересов группы Павла Флоренского.Разумеется, журналисты, присутствующие на пресс-конференции, жаждали чуда, и причем немедленно, требуя от профессора конкретных примеров исцелений, а еще лучше – воскрешений. Но Павел Флоренский не поддался искушению, аргументировав это совершенно железно: «Не стоит думать, что Господь, как фокусник, будет доставать вам зайчиков из цилиндра». По его словам, чудо – все, что происходит вокруг нас. «Разве не чудо – единовременное обращение нашего народа к церкви, которое происходит сегодня? А обретение мощей святого Серафима Саровского из шлака на чердаке – разве не чудо?» – риторически спрашивал профессор. Что касается десницы Иоанна Крестителя, привезенной в Россию, Павел Флоренский подтвердил случаи чудесного исцеления, но не стал об этом распространяться. «Не увлекайтесь чудесами, друзья мои, – напутствовал он присутствующих. – Чудеса даются для души, а не для печенки».Впрочем, совсем уж разочаровывать слушателей он не стал, заметив напоследок: «Чудо надо ждать всегда, но получать его не тогда, когда ждешь, а когда надо».

amp-next-page separator