Какой была Московская кольцевая в дни своей «молодости»
Первым – утром 6 ноября 1962 года – по МКАД проехал Никита Сергеевич Хрущев со своей свитой. Проехал – и остался очень доволен своим детищем. Мог бы генсек предположить тогда, что пройдет всего 20 лет – и МКАД водители обзовут «дорогой смерти», а еще через 10 лет 109-километровое Кольцо превратится в одну сплошную пробку. И понадобится срочная полномасштабная реконструкция, которая, к слову, не сильно облегчила жизнь столичным водителям. Сегодня с трудом вспоминается, какой была Московская кольцевая в дни своей «молодости». О необходимости строительства дороги, которая объединила бы все вылетные магистрали стремительно растущего мегаполиса, было указано впервые еще в Генплане 1935 года. Однако к реализации проекта приступили лишь через 20 лет, когда стало ясно, что город вскоре задохнется, поскольку все транзитные грузы уже тогда перевозились через центр Москвы. Середина 50-х – это строительство современных нам Садового кольца, Варшавского и Каширского шоссе, Ленинградского направления и многих других магистралей. Но именно МКАД стала своего рода «стройкой века»: 109километровая дорога общей шириной в 20 метров (каждая полоса – семь метров бетона плюс разграничительный газон). Сдавали дорогу – естественно! – досрочно, к 45-й годовщине революции. И довольно долго МКАД была своего рода границей огромного города. В свою очередь, необходимость реконструкции тоже назрела задолго до начала работ. О необходимости обезопасить МКАД (с наступлением сумерек здесь стояла тьма – хоть глаз выколи) и расширить ее говорили еще в конце 80-х, но деньги на перманентные работы нашлись лишь в 1994-м, когда правительство Москвы подписало соответствующее постановление. Перво-наперво встречные потоки разделил бетонный барьер «нью-джерси» – и смертность в лобовых столкновениях сразу снизилась в разы. Затем вдоль дороги установили 2725 мачт городского освещения и более 11 тысяч светильников. Ну а в 1995 году начались одновременно и работы по расширению МКАД до 4–5 полос в каждом направлении, и реконструкция – а точнее, переобустройства более 40 транспортных развязок и путепроводов. Параллельно пришлось решать множество проблем из-за переноса коммуникаций, несогласия правительства Московской области выделять дополнительную землю под расширение дороги (в результате, кстати, областное правительство только выиграло: сегодня большинство крупнейших торговых сетей расположено именно за МКАД). Не обошлось и без ошибок. Например, буквально за месяц до завершения работ рухнул только что залитый бетоном путепровод на Дмитровском шоссе – строители потом работали круглые сутки, чтобы восстановить сооружение. На другом участке не успели положить черновой слой асфальта – по весне пришлось его перекладывать. Сегодня МКАД – это десять полос движения, по которым официально разрешено передвигаться со скоростью 100 км/ч. Это сотни тысяч автомобилей в сутки (первоначально на МКАД «вмещалось» всего 36 тысяч авто за день), миллионы тонн перевозимых грузов. А в определенные часы – это самый короткий путь из одного района в другой, для чего, собственно, МКАД и начинали строить. К слову, работы здесь ведутся до сих пор. Так, ровно два года назад открылась развязка с улицей Николая Старостина – она облегчила жизнь автолюбителям из Новокосина. Сегодня строится по сути новая развязка на пересечении с Новорижским шоссе. То же ждет и развязку у Химок. Надеемся, будет наведен порядок на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе: неудобная «восьмерочная» схема движения, сохранившаяся на большинстве развязок МКАД, здесь собирает многокилометровые заторы в обе стороны. А через несколько лет в 30–45 километрах от МКАД – дальше в область – будет построен ее «двойник» – 500-километровая Центральная кольцевая автодорога. Она, по мнению проектировщиков, оттянет основную массу транзитного транспорта. И тогда, быть может, МКАД «отдохнет». Ведь ей к тому времени будет уже 55. Солидный возраст, как ни крути.