Такова самурайская жизнь

Развлечения

И скромное событие состоялось: впервые в России показали самый длинный фильм японского и один из самых длинных мирового кино – «Удел человеческий». Три вечера подряд зрители ЦДХ смотрели эту мрачную и страстную антифашистскую эпопею об инженере из Южной Маньчжурии, попытавшемся ввести гуманные правила на шахте, где работали пленные китайцы, отправленном за это на фронт, взбунтовавшемся против милитаризма вообще, дезертировавшем и попавшем потом в советский ГУЛАГ.Любители киноведческой литературы наверняка вспомнят этот фильм, о котором у нас писали много. Правда, название тогда переводили иначе – «Условия человеческого существования».Когда сегодня смотришь эту гигантскую кинофреску – удивляешься, как в те времена ее могли НЕ закупить, НЕ показать в Советском Союзе, – такой мощнейший антифашистский политический заряд она несет зрителю. А с другой стороны – понятно, КАКИМ событием десятичасовой фильм стал на родине автора, когда вышел на экраны в 1960-м. Спустя всего пятнадцать лет после капитуляции Японии Масаки Кобаяси гневно заклеймил всю порочную иерархическую, милитаризованную систему довоенной самурайской державы. Так что и недостаток фильма с современной точки зрения – утомляющая дотошность деталей и агитационная прямота психологических конфликтов – оборачивается достоинством: кажется, о бесчеловечности фашистского режима невозможно сказать больше.А ведь Кобаяси не так уж неизвестен нашим любителям кино и DVD. Это он – постановщик популярного мистического фильма «Квайдан», который тоже представлен в программе. Экранизация рассказов Лафкадио Херна – полуирландца-полугрека, большую часть жизни прожившего в Японии и влюбившегоcя в эту страну и в ее небывалой фантастичности мистику, изобилующую страшилищами разных эпох и калибров, прославила Кобаяси и во всем мире: в 1964-м фильм получил приз в Каннах, и с него началась мировая известность мастера. А вот «Удел человеческий» пришел в Европу лишь спустя четверть века, после того как был снят и в середине 80-х потряс Францию своей жестокой, обнаженной и яростной правдой. Понадобилось еще два десятка лет, чтобы фильм наконец пришел и к нам.Смотреть его нелегко и – увлекательно. Такое парадоксальное сочетание часто и есть признак высокого искусства..

amp-next-page separator